РУС БЕЛ ENG

Методические объединения

Цель методической работы: оказание действенной помощи педагогическим работникам в повышении уровня их теоретической и практической подготовки в реализации информационно-коммуникационных технологий, содействие в обобщении и внедрении в образовательный процесс эффективного педагогического опыта, современных образовательных технологий для повышения качества образования, реализация индивидуальной траектории профессионального развития педагогов через активное участие в работе учебно-методических формирований.

Задачи методической работы:

 – обеспечить реализацию обновленного содержания общего среднего образования;

- повысить качество общего среднего образования посредством развития современных образовательных технологий, совершенствования методики проектирования и проведения всех видов учебных занятий, реализацию информационно-коммуникационных технологий;

 –способствовать успешной самореализации учащихся и педагогов на основе самообразования, в соответствии с индивидуальной траекторией развития.

Единая методическая тема «Совершенствование профессиональной компетентности педагогов по вопросам развития и воспитания личности учащегося средствами учебного предмета»
развернуть

Содержание и организация методической работы с учителями–предметниками в 2023/2024 учебном году

Методическая тема

 «Совершенствование профессиональной компетентности педагогов по вопросам развития и воспитания личности учащегося средствами учебного предмета»

 

Методическое сопровождение образовательного процесса

Структура методической службы

 

Рекомендуемая тематика заседаний предметных учебно-методических объединений на 2023/2024 учебный год

30.08.2023

Заседание №1 предметных учебно-методических объединений «Особенности нормативного правового и научно-методического обеспечения образовательного процесса в 2023/2024 учебном году»

01.11.2023

Заседания №2 предметных учебно-методических объединений «Подготовка к национальному исследованию качества образования (далее – НИКО). «Формирование функциональной грамотности учащихся средствами учебного предмета посредством использования информационно-коммуникативных технологий»

06.01.2024

Заседания№3 предметных учебно-методических объединений «Совершенствование профессиональной компетентности педагогов по вопросам развития и воспитания личности учащегося средствами учебного предмета»

28.03.2024

Заседания №4 предметных учебно-методических объединений «Роль учебно- методического объединения в реализации индивидуального образовательного маршрута профессионального роста педагога»

свернуть

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ В 2023/2024 УЧЕБНОМ ГОДУ  

23.08.2023

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«АКАДЕМИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ В 2023/2024 УЧЕБНОМ ГОДУ

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Актуальность разработки настоящих методических рекомендаций обусловлена необходимостью координации в 2023/2024 учебном году деятельности всех организаций, осуществляющих научно-методическое обеспечение образования на республиканском, областном (Минском городском), районном (городском) уровнях, в части планирования, организации и проведения методической работы с педагогическими кадрами учреждений общего среднего образования.

Методические рекомендации содержат задачи работы с педагогическими кадрами в 2023/2024 учебном году, перечень и характеристику основных направлений и содержания методической работы с педагогическими кадрами в учреждениях общего среднего образования, варианты структуры методической работы на разных уровнях – республиканском, областном (Минском городском), районном (городском). Рассматриваются требования нормативных правовых актов, регулирующих вопросы создания и функционирования в учреждениях общего среднего образования методического совета, учебно-методических объединений, ресурсных центров.

Указанные в рекомендациях направления работы учитывают как традиционные направления методической работы, так и обусловленные актуальными задачами развития системы общего среднего образования. Кроме того, при подготовке рекомендаций учитывались результаты социологического исследования педагогических компетенций и образовательных запросов педагогических работников учреждений общего среднего образования (февраль 2023 года), анкетирования педагогических работников по вопросу методического сопровождения образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования со стороны государственного учреждения образования «Академия последипломного образования» (далее – АПО), институтов развития образования (далее – ИРО), районных (городских) учебно-методических кабинетов (центров) (далее – Р(Г)УМК) (июль 2023 года).

Методические рекомендации предназначены для руководителей и специалистов организаций, осуществляющих научно-методическое обеспечение общего среднего образования на республиканском, областном (Минском городском), районном (городском) уровнях, заместителей директоров по учебной (учебно-воспитательной) работе учреждений общего среднего образования.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

1.   Координация методической работы. Методическая сеть

Координацию методической работы осуществляют учреждения образования и организации, осуществляющие научно-методическое обеспечение образования:

на республиканском уровне – АПО;

на региональном (областном, Минском городском) уровне – ИРО; на районном (городском) – Р(Г)УМК;

на уровне учреждения общего среднего образования – заместители директора, курирующие данные направления.

Деятельность указанных учреждений образования и организаций

регулируется:

Кодексом Республики Беларусь об образовании (пункты 1, 2 статьи 71, пункты 4, 6 статьи 251);

Положением            об организациях, осуществляющих научно- методическое обеспечение образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 5 апреля 2023 г. № 122 (далее – Положение).

Кроме того, Министерством образования утверждены новые типовые штаты и нормативы численности ИРО (постановление от 7 июля 2023 г.

№ 188) и Р(Г)УМК (постановление от 20 июля 2023 г. № 200).

Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс об образовании) функция координации деятельности организаций, осуществляющих научно-методическое обеспечение образования, функционирующих на районном (городском) уровнях, закреплена за ИРО, функционирующих на областном (Минском городском) и на районном (городском) уровнях – за АПО.

В Положении определены функции, которые выполняют в рамках научно-методического обеспечения АПО (пункт 8 Положения), ИРО (пункт 11 Положения), Р(Г)УМК (пункт 12 Положения).

В целях координации методической деятельности учреждений образования Республики Беларусь создан Республиканский методический совет, в состав которого входят проректоры АПО и ИРО, заведующие Р(Г)УМК.

Основными направлениями деятельности Республиканского методического совета являются:

разработка предложений по развитию системы методической работы в Республике Беларусь;

 

рассмотрение проектов нормативных правовых и иных актов, касающихся организации методической работы в учреждениях образования;

разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию методической работы в системе образования Республики Беларусь;

обмен эффективным опытом методической работы;

выявление   и   консолидация   эффективных   практик  методической работы в сфере образования;

содействие    внедрению    в     образовательный    процесс    новинок педагогической науки и практики;

налаживание контактов между членами Совета для совместного делового сотрудничества;

иные вопросы методической деятельности учреждений образования. В соответствии с пунктом 1 статьи 164 Кодекса об образовании в целях             совершенствования   научно-методического   обеспечения   общего среднего         образования,         взаимодействия         с         организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования, могут создаваться   учебно-методические   объединения   (далее   –   УМО)   на республиканском,    областном    (города    Минска)    и    (или)    районном (городском) уровнях и (или) в учреждениях образования. Порядок создания и организации деятельности УМО определен Положением об учебно- методических           объединениях      в       сфере    общего среднего                     образования, специального образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 23 августа 2023 г. № 284 (далее –

Положение об УМО).

Пунктом 4 Положения об УМО установлено, что координаторами УМО являются на:

республиканском уровне – АПО; областном (города Минска) уровне – ИРО; районном (городском) уровне – Р(Г)УМК;

уровне учреждения образования – методический или педагогический (в случае отсутствия методического совета) совет учреждения общего среднего образования.

Согласно пункту 5 статьи 24, пункту 6 статьи 164 Кодекса об образовании в учреждениях общего среднего образования для координации деятельности УМО в сфере общего среднего образования, осуществления взаимодействия с организациями, осуществляющими научно- методическое обеспечение общего среднего образования, может создаваться методический совет, деятельность которого организуется в соответствии с Положением о методическом совете учреждения

 

образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 23 августа 2023 г. № 284.

Помимо методического совета, УМО на республиканском, областном (Минском городском), районном (городском) уровнях, уровне учреждения общего среднего образования могут функционировать иные методические формирования педагогических работников: творческие группы, школы молодого специалиста, школы наставничества и др. В связи с тем, что деятельность названных методических формирований не регулируется нормативными правовыми актами, рекомендуется на каждом из указанных уровней разработать локальный акт – положение о методических формированиях педагогических работников.

Обращаем внимание, что согласно Положению о порядке создания и функционирования ресурсного центра, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 января 2023 г. № 39, ресурсные центры создаются в учреждениях дошкольного, общего среднего и специального образования, воспитательно-оздоровительных учреждениях. Нормативных правовых оснований для создания ресурсных центров в ИРО и Р(Г)УМК в настоящее время нет.

Для упорядочения методической работы с педагогическими кадрами на районном (городском) уровне рекомендуется разработать и разместить на официальных сайтах Р(Г)УМК структурную схему (модель) взаимодействия Р(Г)УМК и учреждений образований района (города). Аналогичную структурную схему желательно иметь в учреждении образования.

Со стороны АПО методическая работа регулируется ежегодно утверждаемым Республиканским координационным планом мероприятий дополнительного образования педагогических работников, который находится в открытом доступе на главной странице сайта  АПО                    (https://akademy.by/images/Aktualno/kpl_2023_z.pdf). Рекомендуется аналогичные планы мероприятий разработать и разместить на главных страницах официальных сайтов региональных ИРО и Р(Г)УМК, что позволит учреждениям общего среднего образования (далее – УОСО) планировать работу с учетом предлагаемых мероприятий.

Вместе с тем необходимо сделать акцент на добровольности участия и избирательности со стороны УОСО указанных в данных планах мероприятий: все учреждения и организации – АПО, ИРО, Р(Г)УМК – предлагают УОСО мероприятия исходя из запросов учреждений образования, необходимости решения задач, поставленных Министерством образования на год, однако УОСО самостоятельно определяет необходимость и целесообразность участия в тех или иных методических мероприятиях. В связи с этим необходимо обеспечить контроль за

 

актуальностью тематики, качеством организации и содержательным наполнением проводимых в регионе методических мероприятий. Недопустимо требовать различные письменные анализы и отчеты о проведенных методических мероприятиях. Но целесообразно организовывать выступления педагогов на заседаниях методических формирований с интересной, новой познавательной информацией, полученной на методических мероприятиях.

2.   Цель и задачи методической работы

В соответствии с подпунктом 1.4 пункта первого статьи 53 Кодекса об образовании педагогические работники обязаны повышать свой профессиональный уровень.

Целью методической работы является оказание действенной помощи педагогическим работникам в повышении уровня их теоретической и практической подготовки, содействии в освоении и внедрении в образовательный процесс эффективного педагогического опыта, современных образовательных технологий для повышения качества образования.

В обобщенном виде основные группы задач методической работы вытекают из прав и обязанностей педагогических работников, закрепленных в статьях 52 и 53 Кодекса об образовании:

–   реализация научно-методического обеспечения общего среднего образования;

–   развитие современных педагогических (образовательных) технологий в целях повышения качества общего среднего образования;

–   развитие компетенций учащихся и учителей.

В то же время задачи методической работы конкретизируются с учетом качественного состава педагогического коллектива конкретного учреждения образования, например:

участие в разработке структурных компонентов научно- методического обеспечения общего среднего образования или внедрение их в практику работы;

участие в обновлении содержания образования или реализация обновленного содержания образования;

совершенствование методики и повышение эффективности проведения всех видов учебных и (или) факультативных занятий;

совершенствование существующих и внедрение новых форм, методов и средств обучения и воспитания, внедрение в образовательный процесс эффективного            педагогического            опыта,            информационно- коммуникационных технологий;

развитие интеллектуально-творческого потенциала каждого педагога в соответствии с его запросами;

 

оказание консультационной помощи педагогам по организационно- методическим, психолого-педагогическим вопросам и др.

3.   Направления и содержание методической работы

Традиционными направлениями планирования методической работы с педагогическими кадрами учреждений общего среднего образования являются:

§     планирование и организация работы методических формирований педагогических работников (учебно-методических объединений, творческих и проблемных групп, школ наставничества и т.д.);

§     планирование и проведение работы с различными группами педагогических работников (молодыми специалистами; прибывшими из других учреждений образования учителями и др.);

§     организация и проведение аттестации педагогических работников;

§     участие в экспериментальной и (или) инновационной деятельности;

§     планирование повышения квалификации;

§     выявление, обобщение и распространение эффективного педагогического опыта;

§     планирование участия в конкурсах профессионального мастерства;

§     планирование самообразования.

Планирование и организация работы методических формирований педагогических работников в учреждениях общего среднего образования осуществляется прежде всего с учетом положений, ежегодно отражаемых в инструктивно-методическом письме Министерства образования Республики Беларусь об организации образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования», в котором определена единая методическая тема, перечень тем и вопросов, рекомендуемых для рассмотрения на заседаниях учебно-методических объединений. В то же время при планировании деятельности методических формирований необходимо учитывать ряд субъективных факторов, характерных для конкретного учреждения общего среднего образования: квалификационный уровень педагогических кадров; группы педагогических работников по стажу, в том числе в данном учреждении образования (молодые специалисты; учителя, достигшие пенсионного возраста; учителя, прибывшие на работу из других учреждений образования); профессиональные интересы и потребности учителей (на

 

основании результатов анкетирования, итогов самоконтроля); цель и задачи деятельности на учебный год и др.

Целью работы с молодыми специалистами, учителями, прибывшими из иных учреждений образования, является создание условий для адаптации в коллективе и профессиональной самореализации. Одной из самых эффективных форм работы с данной категорией педагогических работников является наставничество. Согласно Типовому положению о наставничестве, утвержденному Президиумом Совета Федерации профсоюзов Республики Беларусь от 27 января 2011 г. № 2, наставничество представляет собой форму профессионального становления и воспитания молодых специалистов под наблюдением наставника, направленную на совершенствование качества персональной подготовки и практических навыков, надлежащее выполнение профессиональных функций, адаптацию в трудовом коллективе. В совместном письме Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Федерации профсоюзов Беларуси от 11 февраля 2022 г. № 4-1-12/684/01-09/23 «Об институте наставничества» указано, что порядок и условия организации наставничества регулируются локальными правовыми актами. Необходимо обратить внимание на то, что в отношении молодых и прибывших из иных учреждений образования учителей осуществляется предварительный персональный контроль, цель которого заключается прежде всего в установлении профессионального уровня педагогов, выявлении тех направлений, над которыми необходимо работать в перспективе в соответствии с индивидуальными планами наставничества применительно к каждому конкретному педагогическому работнику. Главным критерием эффективного наставничества и в целом системы работы с молодыми и прибывшими учителями является их закрепляемость на рабочих местах. Помимо наставничества, на районном (городском), областном (Минском городском) уровнях могут быть организованы иные формы работы с молодыми специалистами.

В соответствии с подпунктом 1.4 пункта первого статьи 53 Кодекса об образовании педагогические работники обязаны повышать свой профессиональный уровень и проходить аттестацию. Аттестация педагогических кадров учреждений общего среднего образования регулируется Інструкцыяй аб парадку правядзення атэстацыі педагагічных работнікаў сістэмы адукацыі (акрамя педагагічных работнікаў з ліку прафесарска-выкладчыцкага складу), утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22 августа 2012 г.

№ 101 (в ред. от 26.03.2014 № 20, от 26.11.2014 № 163, от 20.11.2015 № 131,

от 11.05.2017 № 46, от 08.05.2018 № 37, от 01.08.2022 № 216). В

соответствии   с   данным   постановлением   аттестация   педагогических

 

работников – это изучение и оценка их профессионального уровня, деловых и личностных качеств, результатов педагогической деятельности по формированию знаний, умений, навыков, интеллектуального, творческого и физического развития обучающихся. Вопросы методического обеспечения аттестации педагогических работников учреждений общего среднего образования комплексно представлены на официальном сайте АПО (Методическая деятельность / Методическое обеспечение аттестации по ссылке https://akademy.by/index.php/ru/metodic/metod-attestat).

Тесным образом с аттестацией педагогических кадров связано такое направление методической работы, как выявление, обобщение и распространение эффективного педагогического опыта. С одной стороны, изучение в ходе процедуры аттестации деятельности педагогических работников позволяет выявить, обобщить и описать имеющийся эффективный опыт. С другой стороны, своевременное и грамотное планирование выявления, обобщения и распространения опыта педагогических работников значительно облегчает процедуру их аттестации. Методические рекомендации по выявлению, обобщению и распространению эффективного педагогического опыта размещены на сайте АПО (Методическая деятельность /Эффективный педагогический опыт                        по                                                    ссылке https://akademy.by/images/Metod_dejtelnost/Effekt_pedopyt/metodrekom18.pd f ).

Планирование участия педагогических работников в конкурсах профессионального мастерства необходимо рассматривать прежде всего как одно из средств повышения методического уровня педагогов, выявления и распространения инновационного опыта. Участие в конкурсах профессионального мастерства позволяет учителям публично продемонстрировать свой педагогический опыт, презентовать методические «фишки» и одновременно увидеть опыт коллег. Следует обратить внимание, что педагогические работники, ставшие победителями областного (Минского городского) этапа или победителями либо лауреатами заключительного этапа республиканских, международных конкурсов профессионального (педагогического) мастерства педагогических работников, освобождаются от сдачи квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение и подтверждение высшей квалификационной категории (подпункт 30.4 пункта 30 постановления Министерства образования Республики Беларусь от 1 августа 2022 г. 216). Кроме того, от сдачи квалификационного экзамена при прохождении аттестации на присвоение квалификационной категории

«учитель-методист» освобождаются педагогические работники, ставшие победителями    в    номинациях    четвертого    (заключительного)    этапа

 

республиканского конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Республики Беларусь» (пункт 30-1 постановления Министерства образования Республики беларусь от 1 августа 2022 г. 216).

Особое место среди иных направлений в методической работе занимает экспериментальная и (или) инновационная деятельность, которая организуется в учреждениях общего среднего образования на основании требований статьи 89 Кодекса об образовании, Инструкции о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 1 сентября 2011 г. № 251 (в ред. от 23.08.2022

№ 276). Экспериментальная и (или) инновационная деятельность организуется на базе учреждений образования, ежегодно определяемых приказом Министра образования Республики Беларусь. В помощь руководителям и специалистам учреждений общего среднего образования, Р(Г)УМК, ИРО на национальном образовательном портале (https://adu.by/ru/pedagogam/eksperimentalnaya-deyatelnost.html ) и на сайте АПО       (https://akademy.by/index.php/ru/nauka-i-innovatsii/koordinatsiya- innovatsionnoj-deyatelnosti) размещены методические материалы по осуществлению экспериментальной и инновационной деятельности.

В соответствии с пунктом 3 Положения о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 сентября 2022 г. № 574, руководящие работники и специалисты получают непрерывное профессиональное образование при освоении содержания образовательных программ дополнительного образования взрослых, в том числе образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов. Под непрерывным профессиональным образованием согласно пункту 2 указанного постановления понимается получение образования руководящими работниками и специалистами, направленное на их профессиональное совершенствование, освоение новых методов, технологий и элементов профессиональной деятельности, а также присвоение новой квалификации на уровнях высшего и среднего специального образования. Пунктом 37 Положения о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов предусмотрено, что руководители организаций, в интересах которых осуществляется непрерывное профессиональное образование руководящих работников и специалистов, определяют потребности руководящих работников и специалистов в повышении квалификации. Таким образом, планирование повышения квалификации педагогических работников

 

является обязательным направлением деятельности учреждений общего среднего образования. При этом планирование повышения квалификации педагогических работников учреждений образования, реализующих образовательные программы дошкольного, общего среднего, специального образования, осуществляется исходя из периодичности не реже одного раза в три года (пункт 38 Положения о непрерывном профессиональном образовании руководящих работников и специалистов). В связи с этим в учреждениях общего среднего образования целесообразно разработать перспективный график повышения квалификации педагогических работников.

Одним из самых сложных направлений методической работы с педагогическими кадрами является планирование работы по их самообразованию. Сложность этого вида деятельности связана зачастую с бюрократическим подходом к его планированию и реализации, а именно с требованием руководства учреждений образования, Р(Г)УМК и ИРО предъявлять отчеты о самообразовании учителей, оформлять «папки по самообразованию» и т.д. Вместе с тем самообразование может быть эффективно организовано в рамках деятельности тематических (проблемных, творческих, иных) групп педагогов, работающих над общей темой и по истечении определенного промежутка времени представляющих результат своей работы в виде презентации на заседании педагогического (методического совета) или учебно-методического объединения, в виде стендового доклада, статьи и т.д. В этом случае результат работы будет также формализован, но в отличие от привычных отчетов о выполненной работе будет носить прикладной характер.

4.   Актуальные вопросы работы с педагогическими кадрами в 2023/2024 учебном году

Для организации деятельности методических формирований учителей в 2023/24 учебном году предлагается единая тема

«Совершенствование профессиональной компетентности педагогов по вопросам развития и воспитания личности учащегося средствами учебного предмета», которая является логическим продолжением темы предыдущего учебного года. Рекомендации по организации деятельности методических формирований учителей того или иного учебного предмета размещены в соответствующих предметных приложениях к инструктивно- методическому письму Министерства образования «Об организации в 2023/2024 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования», утвержденному заместителем Министра образования Республики Беларусь от 31 июля 2023 г.

 

В 2023/2024 учебном году актуальными являются следующие содержательные направления работы с педагогическими кадрами:

1)    содействие деятельности Ассоциации школ Российской Федерации и Республики Беларусь.

Ассоциация школ Российской Федерации и Республики Беларусь (далее – Ассоциация школ) создана в сентябре 2021 года. Решение о вхождении в состав Ассоциации школ закреплено в приказе Министра образования Республики Беларусь от 15.01.2021 № 19 (пункт 10). В главные управления образования (по образованию) облисполкомов, комитет по образованию Мингорисполкома направлено соответствующее письмо Министерства образования Республики Беларусь от 05.11.2021 № 02-01- 18/9698/дс «О создании ассоциации школ и участии в форуме».

Ассоциация школ объединяет на добровольных началах учреждения общего среднего образования. В состав Ассоциации школ в настоящее время входит 127 учреждений образования, из них 55 – от белорусской стороны. Представлены все регионы Республики Беларусь.

Соучредителями Ассоциации школ выступили от российской стороны федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Международный центр образования «ИНТЕРДОМ» имени Е.Д.Стасовой», от белорусской стороны – государственное учреждение образования «Гимназия № 1 имени Ф. Скорины г.Минска».

В структуре Ассоциации выделено шесть секций, координация трех из   них   («Математическое   образование   и   финансовая   грамотность»,

«Шахматное образование», «Образование через культуру: историко- культурные проекты») осуществляется российской стороной; еще трех («Патриотическое воспитание», «Духовно-нравственное воспитание» и

«Педагогические классы») – белорусской стороной.

Ассоциация школ создана с целью развития единого образовательного пространства, профессионального общения, а также для распространения эффективного педагогического опыта учреждений образования и педагогов двух стран.

Основными направлениями деятельности Ассоциации школ являются:

расширение диапазона личностно-профессионального общения педагогических работников;

обмен опытом, координация и организация совместной работы по освоению нового содержания образования в условиях модернизации системы общего среднего образования и цифровизации;

организация международного сотрудничества учреждений общего среднего образования-членов Ассоциации школ в части учебно- методической, инновационной и исследовательской деятельности;

 

освоение технологий и методов педагогической деятельности; трансляция современных достижений науки и эффективного

педагогического опыта;

организация и проведение совместных интеллектуальных и творческих конкурсов, фестивалей, конференций для педагогических работников и др.

По решению Министерства образования координатором деятельности Ассоциации от белорусской стороны определена Академия последипломного образования.

В соответствии с Координационным планом мероприятий дополнительного образования педагогических работников на 2023 год в первом полугодии 2023/2024 учебного года запланировано проведение ряда мероприятий:

заседание Ассоциации «Ассоциация школ Российской Федерации и Республики Беларусь: векторы взаимодействия» (сентябрь; АПО, государственное учреждение образования «Гимназия № 1 имени Ф.Скорины г.Минска»);

фестиваль (в очно-дистанционной форме) «Любимой маме посвящается» (октябрь-ноябрь; государственное учреждение образования

«Средняя школа № 3 г.Ивацевичи»);

выставка-презентация        (в         очно-дистанционной         форме)

«Рождественская открытка» (декабрь-январь; государственное учреждение образования «Средняя школа № 3 г.Ивацевичи»);

2)    реализация Комплекса мероприятий по повышению уровня образования учащихся учреждений общего среднего образования, расположенных в сельской местности, утвержденного Министром образования Республики Беларусь от 18 мая 2021 г. (далее – Комплекс мероприятий).

Комплексом мероприятий предусмотрены:

реализация региональных программ развития по управлению качеством образования в учреждениях общего среднего образования;

обновление учебно-программной документации и дидактических материалов для занятий в рамках повышения квалификации;

повышение квалификации педагогических работников по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе;

организация и проведение разнообразных тематических методических мероприятий для специалистов системы общего среднего образования, в том числе расположенных в районных центрах и сельской местности, по вопросам формирования у учащихся умений решать

 

практико-ориентированные задачи, формированию у учащихся метапредметных компетенций, функциональной грамотности;

сетевые профессиональные сообщества педагогических работников и координация их деятельности тьюторами;

проведение качественного анализа результатов республиканских контрольных работ (в разрезе каждого учреждения общего среднего образования) с последующим рассмотрением на заседаниях советов управлений (отделов) по образованию и принятие соответствующих управленческих решений и др.;

3)    научно-методическое сопровождение организации и проведения национального исследования качества образования.

Осенью 2023 года впервые будет проведено национальное исследование качества образования (далее – НИКО). Порядок проведения НИКО, полномочия и обязанности всех заинтересованных определен Инструкцией о порядке проведения мероприятия «Национальное исследование качества образования», утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 2 мая 2023 г. № 146. В связи с этим следует особое внимание обратить на работу с педагогическими кадрами, направленную на формирование у учащихся функциональной грамотности;

4)      сопровождение участников заключительного этапа конкурса профессионального мастерства педагогических работников «Учитель года Республики Беларусь» и второго (республиканского) этапа республиканского фестиваля «Педагогический дебют»;

5)    методическое сопровождение деятельности профильных классов педагогической направленности.

В 2023/2024 учебном году в учреждениях общего среднего образования, кроме профильных классов педагогической, спортивно- педагогической, военно-патриотической и аграрной направленности, могут функционировать профильные классы технико-технологической и инженерной направленности. В связи с этим необходимо обеспечить выполнение мероприятий Дорожной карты по развитию сети профильных классов инженерной направленности в учреждениях общего среднего образования, утвержденной Министром образования Республики Беларусь А.И.Иванцом от 3 августа 2023 г.;

6)    сопровождение деятельности заведующих и методистов Р(Г)УМК.

Координационным планом мероприятий дополнительного образования педагогических работников на 2023 год предусмотрены мероприятия для сотрудников Р(Г)УМК:

 

методический фестиваль заведующих районными (городскими) учебно-методическими кабинетами «Система методического сопровождения деятельности учреждений образования региона» (октябрь- ноябрь 2023 г.);

образовательное путешествие для заведующих и методистов Р(Г)УМК «Оценка метапредметных образовательных результатов педагога, или зачем учителю русского языка знать законы физики?» (октябрь-декабрь 2023 г.);

диалоговая площадка с сотрудниками Р(Г)УМК «Как научить учителя быть учителем?» (ноябрь-декабрь 2023 г.).

Традиционно в декабре 2023 г. пройдет межинститутский фестиваль

«Пути совершенствования деятельности учреждений дополнительного образования взрослых».

При планировании содержания работы с педагогическими кадрами на всех уровнях – республиканском, областном (Минском городском), районном (городском), уровне учреждения образования – необходимо учитывать результаты проведенных в течение прошедшего учебного года опросов и социологических исследований. Так, педагогические работники учреждений общего среднего образования испытывают потребность в повышении профессиональной компетентности по следующим вопросам:

организация личного информационного присутствия в Интернет- пространстве и социальных сетях;

готовность реализовывать воспитывающее обучение;

организация социально-педагогической поддержки учащихся по профилактике негативных явлений: Интернет-зависимости, буллинга, кибербуллинга, нарушений социализации, склонности к суициду, виктимности и др.;

организация взаимодействия с гетерогенными группами обучающихся: одаренными (высокомотивированными) учащимися, учащимися с особенностями психофизического развития, учащимися с девиантным поведением, учащимися, находящимися в социально опасном положении и др.;

организация работы с законными представителями обучающихся; организация работы с обучающимися с расстройствами

аутистического спектра и др.

 

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Методическая работа с педагогическими кадрами учреждений общего среднего образования должна носить опережающий характер и быть направленной на повышение профессиональной компетентности

 

педагогических работников по актуальным  для системы образования вопросам.

свернуть