РУС БЕЛ ENG

Семинар-практикум  “Воспитательный потенциал учебного занятия”

Семинар-практикум

 “Воспитательный потенциал учебного занятия”

  Цель:

создание условий для коллективного поиска эффективных путей реализации воспитательного потенциала учебных занятий.

Задачи:

  • формировать профессиональную компетентность педагогов по реализации воспитательного потенциала учебного занятия;
  • содействовать реализации воспитательного потенциала  учебных занятий;
  • систематизировать  использование цели, функции, компонентов учебного материала для повышения воспитательного потенциала урока

Проблемное поле:

  • современные подходы к реализации воспитательного аспекта учебных предметов;
  • эффективность использования современных средств и методов обучения как необходимое условие личностно-ориентированного обучения;
  • проектирование содержания учебной деятельности как средство формирования мотивации учения и процесса нравственного становления личности.

Программа проведения:

I  Научно-методический блок   

1. Воспитательный потенциал урока: цели, функции, компоненты.

Пути повышения воспитательного потенциала урока.

Высоцкая Т.Ф.

2. Межличностное взаимодействие учителя и ученика как необходимое условие формирования мотивации учения и процесса нравственного становления личности

Тиханская А.И.

II Учебно-методический блок

1.Приемы конструирования воспитательных задач занятия с учетом возрастных особенностей

Плахоцкая Т.А.

2.Возможности современных педагогических технологий  при реализации воспитательных задач учебного занятия

Гречулина А.Я.

3.Учет психолого-педагогических и личностных особенностей классного коллектива при проектировании содержания учебного занятия

Головач Е.В.

III Практический блок

Деловая игра “Дидактический винегрет”

Примеры целей урока

Урок химии в 7 классе

Тема: Оксиды – соединения элементов с кислородом

 

Тема 3. Кислород

Урок 6

Цель: формирование понятия об оксидах как соединениях химических элементов с кислородом.

 

Задачи:

  • создать условия для формирования представлений учащихся о составе, физических свойствах и номенклатуре оксидов;
  • формировать умения составлять уравнения химических реакций, расставлять коэффициенты;
  • развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы через химический эксперимент;
  • выработать у учащихся осторожное и аккуратное отношение к оборудованию и химическим реактивам;
  • воспитывать у учащихся собранность, умение высказывать свою точку зрения и аргументировать её.

 


Урок истории 11 класс

Урок 6. Великобритания

 

Цели урока: учащиеся должны знать: 
причины Ольстерской проблемы и пути ее решения; 
учащиеся должны уметь: определять особенности политической жизни и социально-экономического развития Великобритании после Второй мировой войны и до наших дней; 
сравнивать политику правительств лейбориста К. Этгли и консерватора У. Черчилля; характеризовать политику М. Тэтчер.

 

УРОК ИСТОРИИ БЕЛАРУСИ В 6 КЛАССЕ

ТУРОВСКОЕ КНЯЖЕСТВО

Цель урока: предполагается, что в конце урока учащиеся смогут определить, являлось ли Туровское княжество государственным образованием.

Учебные задачи: содействовать формированию у учащихся знаний об особенностях географического размещения древних Турова и Пинска, обстоятельствах возникновения и развития Туровского княжества, особенностях его взаимоотношений с Киевским княжеством.

Задачи развития навыков и умений учащихся: способствовать развитию навыков работы с исторической картой, исторической хронологией и историческими иллюстрациями, схемами и таблицами, раскрывать причинно-следственные связи, грамотно и лаконично формулировать вопросы к историческому тексту.

Задачи воспитания: на примерах конкретных исторических деятелей (Всеслава Чародея и Юрия Ярославича) содействовать воспитанию патриотизма и миролюбия (пацифизма).

5 класс

Урок 1 «Учебный кабинет для занятий кулинарией»

Цель урока: обучающая: обеспечить усвоение учащимися знаний о технологии, основные виды технологической деятельности в быту, правила внутреннего распорядка и безопасности в школьной мастерской, формировать умение различать виды технологической деятельности; ознакомить учащихся с историей кулинарии, физиологией питания, кухней и се оборудованием; сформировать навыки по соблюдению санитарно-гигиенических требований, правил техники безопасности; воспитывать аккуратность и опрятность в работе. Дать понятие участники экономики; формирование обобщенного понятия посуда.

развивающая: развивать интерес к технологической деятельности в быту;

воспитывающая: воспитывать основы культуры труда.

Задачи:

Образовательные: уточнить и расширить представление о посуде, ее назначении; закреплять понятия чайная, столовая, кухонная посуда.

Коррекционно-развивающие: коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей; развитие памяти и внимание.

Здоровьесберегающиезакреплять навык правильной посадки; развивать мелкую моторику кисти.

Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся; осознавать необходимость общения; развивать активность и самостоятельность общения.

Урок русского языка

в 5 классе «Обращение» (с использованием ЭСО)

 Цели и задачи урока:

обучающая:

-организовать деятельность по изучению понятия обращение

- формировать лингвистическую компетенцию: умения и навыки находить обращения в речи; выделять обращения на письме запятыми, в устной речи  - интонационно;

- формировать коммуникативную компетенцию: коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное использование обращений в речи в разных ситуациях;

- формировать культуроведческую компетенцию: навыки использования этикетных формул в речи.

развивающая:

- развивать готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию;

- развивать способности анализировать,  делать оптимальный выбор в зависимости от ситуации;

- развивать способность классифицировать языковые факты (уместные и неуместные обращения), оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сферы общения.

воспитательная:

- формировать отношение к языку как к основному средству общения;

- формировать интерес к русскому языку;   - формировать умения применять знания, полученные на уроке, в жизненных ситуациях.

 

Беларуская мова 

ТЭМА: Сінонімы ( 5 клас)

Мэта: садзейнічаць паглыбленню ведаў вучняў пра сінонімы, вучыць складаць сінанімічны рад; пазнаёміць са слоўнікам сінонімаў, асаблівасцямі падбору сінонімаў пры мнагазначнасці слова, кантэкстуальнымі сінонімамі; выпрацоўваць уменне знаходзіць сінонімы ў тэксце і падбіраць сінонімы; развіваць мову вучняў.

Предмет: английский язык

Класс: 5

Тема урока: «Город и деревня»

Тип урока: урок развития речевых умений 

Цель (прогнозируемый результат): предполагается, что к окончанию урока учащиеся смогут рассказать о достопримечательностях города Минска

Задачи:  - активизировать языковой материал в устной речи;

- создать условия для активного речевого взаимодействия;

- способствовать развитию умений использовать в устной речи информацию, полученную в ходе восприятия иноязычной речи на слух;

 - способствовать формированию умений планировать свое коммуникативное поведение.

Задачи для учащихся:

- учиться высказывать свою точку зрения на английском языке;

- учиться применять полученные знания на практике.

Урок физической культуры и здоровья

Класс: 4

№ урока: 9

 

Тема урока: Комплекс упражнений утренней гимнастики. Прыжки в шаге. Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель. Подвижные игры

Задачи урока:

  • Ознакомление с техникой выполнения прыжков в шаге.
  • Ознакомление с техникой метания малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель.
  • Закрепление техники выполнения комплекса упражнений утренней гимнастики.
  • Развитие выносливости, меткости.
  • Воспитание дисциплинированности.
свернуть

Межличностное взаимодействие учителя и ученика как необходимое условие формирования мотивации учения и процесса нравственного становления личности

Межличностное взаимодействие учителя и ученика

как необходимое условие формирования мотивации учения и процесса нравственного становления личности.

 

Эффективность обучения и воспитания школьников во многом определяется характером межличностных отношений учителя и учащихся. От характера данных взаимоотношений зависит мотивация к познанию, к самосовершенствованию, мера самооценки, самоуважения, ответственности учащихся. Организация плодотворных отношений с учащимися является одним из главных условий эффективности образовательного  процесса в школе.

Мотивация учения – основное условие успешного обучения.

 Психология определяет понятие «мотивация» как  «осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели». Термин «мотивация» используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека.Таким образом, мотивацию составляют побуждения, вызывающие активность человека и определяющие направленность этой активности.

Педагогика трактует это понятие как«общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования».

Учебная мотивация – это проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы:

  • познавательные;
  • коммуникативные;
  • эмоциональные;
  • саморазвития;
  • позиция школьника;
  • достижения;
  • внешние (поощрения, наказания).

Своеобразие учебной мотивации состоит в том, что в процессе деятельности по ее осуществлению ученик усваивает знания и формируется как личность.Доказано, что одним из главных условий успешного обучения является мотивация учения.

Для того чтобы грамотно организовать процесс мотивации и управлять им, необходимо провести:

  • диагностику учебной мотивации учащихся, которая включает в себя
    – анкетирование учащихся начальной школы, в результате которого определятся уровни мотивации по диапазонам: высокий, средний, низкий; 
    – анкетирование учащихся средней школы, в результате которого определятся значимые для учащегося мотивы учения; 
  • самоанализ и административный анализ работы учителя по созданию мотивационной сферы учащихся.

Наиболее значимыми в этой работе можно считать следующие установки и действия учителя:

– учет возрастных особенностей школьников;

– выбор действия в соответствии с возможностями ученика;

– совместный с учащимися выбор средств по достижению цели;

– использование коллективных и групповых форм работы;

– использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

– использование игровых технологий;

– нестандартная форма проведения уроков;

– создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;

– создание ситуации успеха;

– вера учителя в возможности ученика;

– применение поощрения и порицания;

– формирование адекватной самооценки у учащихся;

– эмоциональная речь учителя.

Процесс формирования мотивации должен стать значительной частью работы учителя. Формированию положительной мотивации к учению является урок. Урок был и остается основным элементом образовательного процесса.

На уроке работают двое – учитель и ученик, и только правильно организованная работа может побуждать ученика учиться.

Привить интерес к изучаемому предмету – значит добиться в дальнейшем высокого уровня обученности учащихся и хороших показателей качества знаний, то есть достичь основной цели обучения. Существует множество стилей общения «учитель-ученик», посредством которых можно заинтересовать детей, повысить их учебную мотивацию и развивать учащихся как личности.

Наиболее плодотворно общение на основе увлеченности совместнойдеятельностью. Оно предполагает содружество, совместную заинтересованность, сотворчество. Главное для этого стиля: единство высокого уровня компетентности педагога и его нравственных установок.

Эффективен и стиль педагогического общения на основе дружескогорасположения. Он проявляется в искреннем интересе к личности воспитанника, к коллективу, в стремлении понять мотивы деятельности и поведения ребенка, в открытости контактов. Этот стиль стимулирует увлеченность совместной творческой деятельностью, плодотворные взаимоотношения педагога с воспитанниками, но при этом стиле важна мера, «целесообразностьдружественности».

В выделенных стилях общения взаимодействие «учитель—ученик» рассматривается как двустороннее:субъект—субъектное взаимодействие, предполагающее активность обеих сторон. В образовательном  процессе эти гуманистически направленные стили создают ситуацию комфорта, способствуют развитию и проявлению индивидуальности.

В системе взаимоотношений педагогов и учащихся в обучении и воспитании распространен стиль общение-дистанция. Начинающие педагоги часто используют этот стиль для самоутверждения в ученической среде. Дистанция должна существовать, она необходима, так как педагог и воспитанники занимают различные социальные позиции. Чем естественнее для воспитанника ведущая роль учителя, тем органичнее и естественнее для него дистанция в отношениях с педагогом. Для педагога очень важно владеть искусством дистанции. На важность этого момента указывал А. С. Макаренко, подчеркивая, как важно избежать фамильярности в общении.

Выделяют и негативные стили общения. К ним можно отнести:

 аобщение-устрашение, которое строится на жесткой регламентации деятельности, на беспрекословном подчинении, страхе, диктате, ориентации детей на то, чего делать нельзя; при этом стиле не может быть совместной увлеченности деятельностью, не может быть сотворчества;

б) общение-заигрывание, основанное на желании нравиться воспитанникам, завоевать авторитет (но онбудет дешевым, ложным); молодые педагоги избирают этот стиль общения в силу отсутствия опыта профессиональной деятельности, опыта коммуникативной культуры;

в) общение-превосходствохарактеризуется желанием педагога возвыситься над воспитанниками; он поглощен собой, он не чувствует учащихся, мало интересуется своими отношениями с ними, отстранен от детей.

При проектировании содержания учебной деятельности начинающему педагогу важно учитывать стиль руководства классным коллективом. Во многом успех развития классного коллектива зависит от того, какой именно стиль педагог выберет в качестве основного. Психологи выделяют несколько стилей руководства.

При авторитарном стиле руководства педагог все берет на себя. Цели деятельности, способы ее выполнения единолично задаются педагогом. Свои действия он не объясняет, не комментирует, проявляет чрезмерную требовательность, категоричен в суждениях, не принимает возражений, с пренебрежением относится к мнениям, инициативе учащихся. Педагог постоянно проявляет свое превосходство, у него отсутствует сопереживание, сочувствие. Воспитанники оказываются в позиции ведомых, в позиции объектов педагогического воздействия.Преобладает официальный, приказной, начальственный тон обращения, форма обращения — указание, поучение, приказ, инструкция, окрик. Общение строится на дисциплинарных воздействиях и подчинении.Этот стиль можно выразить словами: «Делайте, как я говорю, и не рассуждайте».Такой стиль тормозит развитие личности, подавляет активность, сковывает инициативу, порождает неадекватную самооценку; в отношениях он воздвигает непроницаемую стену, смысловой и эмоциональный барьеры между учителем и учениками.

При демократическом стиле руководства общение и деятельность    строятся на творческом сотрудничестве. Совместная деятельность   мотивируется педагогом, он прислушивается к мнению учащихся, поддерживает право воспитанника на свою позицию, поощряет активность, инициативу, обсуждает замысел, способы и ход деятельности. Преобладают организующие воздействия. Этотстиль характеризуется положительно-эмоциональной атмосферой взаимодействия, доброжелательностью, доверием, требовательностью и уважением, учетом индивидуальности личности. Основная форма обращения — совет, рекомендация, просьба.Данный стиль руководства можно выразить словами: «Вместе задумали,   вместе планируем, организуем, подводим итоги».Этот стиль располагает воспитанников к педагогу, способствует их развитию и саморазвитию, вызывает стремление к совместной деятельности, побуждает к самостоятельности,стимулирует самоуправление,

высокую адекватную самооценку и, что особенно значимо, способствует становлению доверительных, гуманистических отношений.

При либеральном стиле руководства отсутствует система в организации деятельности и контроля. Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива, в проблемы отдельной личности, довольствуется минимальными достижениями. Тон обращения диктуется желанием избежать сложных ситуаций, во многом зависит от настроения педагога, форма обращения — увещевания, уговоры. Этот стиль ведет к панибратству или отчуждению; он не способствует развитию активности, не побуждает к инициативе, самостоятельности воспитанников. При таком стиле руководства отсутствует целенаправленное взаимодействие «учитель—ученик».Этот стиль может быть выражен словами: «Как все идет, так и пусть идет».

Заметим, что в чистом виде тот или иной стиль руководства встречается редко.

Наиболее предпочтителен   демократический стиль. Однако в деятельности учителя могут присутствовать и элементы авторитарного стиля руководства, например, при организации сложного вида деятельности, при установлении порядка, дисциплины. Элементы либерального стиля руководства допустимы при организации творческой деятельности, когда целесообразна позиция невмешательства, предоставления воспитаннику самостоятельности.

Таким образом, стиль руководства педагога характеризуется гибкостью, вариативностью, зависит от конкретных условий, от того, с кем он имеет дело — с младшими школьниками или старшеклассниками, каковы их индивидуальные особенности, каков характер деятельности.

В психолого-педагогической литературе указывается ряд и других качеств личности  педагога, важных для общения.

1. Человеческие качества - доброта, весёлость, ответственность, уравновешенность. 
2. Организационные качества - справедливость, последовательность, честность, уважение других. 
3. Деловые качества - полезность, демократичность, умение заинтересовать. 
4. Внешний вид - хорошо одет, приятный голос, общая привлекательность. 
В старших классах популярными учителями назвали тех, которые умеют преподнести учебный материал наглядно, живо, проблематично.

В педагогике  подчеркивается значение двух принципов: учета возрастных особенностей воспитанников и осуществления воспитания и обучения  на основе индивидуального подхода. Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет как знание педагогом возраста и индивидуальных особенностей, так и учет личностных характеристик и возможностей воспитанников. Личностный подход понимается как опора на личностные качества.

Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы учитель:

1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников; 2) умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и другие;

3) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить – оперативно изменял тактику воспитания и обучения  в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;

4)максимально опирался на собственную активность личности;

5) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;

 6) развивал самостоятельность.

Комплексное осуществление этих требований устраняет упрощенность возрастного и индивидуального подходов, обязывает педагога учитывать не поверхностное, а глубинное развитие процессов, опираться на закономерности причинно-следственных отношений.

Некоторые педагоги ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется лишь по отношению к «трудным»  школьникам, нарушителям правил поведения. Бесспорно, эти воспитанники нуждаются в повышенном внимании. Но нельзя забывать и «благополучных». За внешним благополучием могут скрываться и неблаговидные мысли, мотивы, поступки. Подозревать в этом никого и никогда не следует, но внимание необходимо уделять всем.

Таким образом, личностный подход, знание психолого-педагогических особенностей  обязывает педагогов строить образовательный  процесс на основе учета главных личностных качеств – направленности личности, её жизненных планов и ценностных ориентаций, опираться на возрастные и индивидуальные особенности воспитанников. И только в этом случае можно говорить о высоком уровне профессиональной компетентности педагога. 

свернуть

Приемы конструирования воспитательных задач занятия с учетом возрастных особенностей

Приемы конструирования воспитательных задач занятия с учетом возрастных особенностей

 

Очень важно уметь правильно поставить эту цель на каждом уроке. Воспитывающее обучение – это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных педагогом отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке. Круг этих отношений достаточно широк. Поэтому воспитательная цель будет охватывать целый ряд отношений. Но эти отношения достаточно подвижны. Из урока в урок, имея одну воспитательную цель, учитель ставит различные воспитательные задачи и указывает, через что они могут быть достигнуты, через какие виды деятельности. Нужно помнить одно: цель должна быть конкретной и достижимой.

Воспитательные задачи – направлены на освоение, усвоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности.

Общие требования к постановке задач:

задачи ставятся исходя из целей и назначения всего процесса образования

задач может быть столько, сколько необходимо для осуществления задуманного

задачи должны соответствовать содержанию, формам и методам предполагаемой образовательной деятельности

задачи должны быть определены конкретно и четко, чтобы была возможность проверить (самопроверить) их выполнение

формулировка задач должна быть максимально краткой, но полной

в формулировке задачи должно быть ключевое слово, глагол, определяющий основные действия педагога и воспитанников (оказать, отработать, освоить, организовать и пр.).

задачи лучше поставить в определенной последовательности (классифицировать).

Приведем примеры формулировок воспитательных задач.

Воспитывать доброжелательность, вежливость, доброту, общительность, патриотизм, активную жизненную позицию, оптимизм, чувство долга, предприимчивость.

Формировать аккуратность, бережливость, трудолюбие, основы самоконтроля, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца, умение аргументировать свою позицию, самокритичность, лидерские качества, умение сопереживать, ответственность, рассудительность, терпимость, интерес к культуре и истории Беларуси, понимание личного и общественного значения труда, умение ставить цели и реализовывать их.

Способствовать: формированию потребности в достижении цели, самовоспитанию, формированию умения соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии, формированию профессионально важных качеств личности, оценке и коррекции профессиональных планов воспитанников

Понятно, что предлагаемые формулировки ни в коей мере не охватывают весь круг воспитательных задач

А так как становление отношения не происходит в один момент, на одном уроке, и для его формирования необходимо время, то внимание педагога к воспитательной цели и ее задачам должно быть неугасающим и постоянным.

Поэтому и формулировки воспитательных целей для учителя на конкретных уроках могут приобретать соответствующее выражение:

  • вызвать заинтересованность в …,
  • пробудить любознательность;
  • возбудить готовность решать задачи самостоятельно;
  • побудить учащихся к активности;
  • закрепить уверенность в … и т. п.

Прописывая воспитательные цели, используйте следующие формулировки:

создать/обеспечить условия для воспитания чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости, вежливости, отрицательного отношения к вредным привычкам, ценности физического здоровья и т.д.

 

Приемы конструирования воспитательных задач занятия с учетом возраста детей

Воспитательные задачи

 

ЯкорьЯкорьВозраст

Действие

Качества

Младший школьный возраст

Воспитывать

Любовь к малой родине

  • К родному дому, семье, двору, микрорайону, городу
   

Доброжелательное отношение к окружающим:

  • соблюдение правил этикета
  • доброжелательность
  • дружелюбие
  • готовность сотрудничать
  • вежливость
   

   Умение заботиться:

  • доброту;
  • искренность;
  • чуткость;
  • общительность;
  • стремление помочь;
  • отзывчивость
 

Формировать

  Положительную самооценку

   

  Потребность в самоорганизации:

  • аккуратность;
  • бережливость;
  • трудолюбие;
  • сдержанность;
  • основы самоконтроля;
  • скромность;
  • самостоятельность;
  • умение доводить начатое дело до конца;
  • настойчивость;
  • выдержку
   

Потребность в здоровом образе жизни:

  • умение видеть прекрасное;
  • гигиенические знания и умения;
  • оптимизм;
  • доброжелательное отношение к труду;
  • культуру труда

Подростки

Воспитывать

Гражданские качества личности:

  • интерес к общественной жизни;
  • стремление помогать;
  • патриотизм;
  • активную жизненную позицию;
  • критичность;
  • оптимизм;
  • общественную активность;
  • чувство долга;
  • предприимчивость
 

Формировать

Положительную «Я – концепцию»:

  • умение аргументировать свою позицию;
  • положительную самооценку;
  • самокритичность;
  • оптимизм;
  • уверенность в себе;
  • лидерские качества;
  • умение сопереживать
   

  Потребность в саморегуляции:

  • ответственность;
  • самоконтроль;
  • рассудительность;
  • терпимость;
  • самостоятельность;
  • умение адаптироваться к новым условиям
  • умение прогнозировать собственную деятельность;
  • умение организовать свою деятельность и анализировать ее.
   

Потребность в здоровом образе жизни:

  • разнообразие  интересов,
  • осознание  своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе

Старшеклассники

Формировать

 Положительную мотивацию к культуре жизнедеятельности:

  • уважительное отношение к людям;
  • общественную активность;
  • интерес к культуре и истории России;
  • стремление принести пользу обществу;
  • понимание личного и общественного значения труда;
  • осознание личной и общественной значимости образования (знаний);
  • потребность к самопознанию;
  • умение ставить цели и реализовывать их;
  • осознание значимости результата
   

Потребность в общении в контексте личной культуры:

  • умение идти на компромисс;
  • тактичность;
  • терпимость;
  • толерантность;
  • умение доказать свою точку зрения;
  • знание этики семейных отношений;
  • умение организовать культурный досуг
 

Способствовать

  Личностному и профессиональному самоопределению:

  • формированию потребности в достижении цели (личностной и общественно значимой);
  • самовоспитанию;
  • формированию умения соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
  • формированию профессионально важных качеств личности;
  • оценке и коррекции профессиональных планов воспитанников

 

Воспитательные аспекты на этапах учебного занятия

  1. На организационном этапе:
  • Воспитание навыков культурного поведения;
  • Воспитание культуры внешнего вида;
  • Воспитание послушания, ответственности, аккуратности, доброжелательности; умения быстро мобилизоваться, сосредоточиться;
  • Формирование умения планировать свою деятельность;
  • Формирование мотивации держать слово;
  • Формирование мотивации соблюдать требования к содержанию рабочего места;
  • Формирование мотивации к проявлению детьми  гуманизма, коллективизма, любви к людям и т.д.
  1. На этапе проверки домашнего задания:
  • Воспитание навыков культуры речевого общения;
  • Воспитание навыков культурного поведения;
  • Формирование самостоятельности, бережливости, аккуратности и т.д.
  • Воспитание доброжелательности, исполнительности, справедливости, объективности, сопереживания, уважительности, терпения, внимательности, работоспособности;
  • Формирование умения контролировать свои слова и поступки и т.д.
  • Формирование мотивации к  проявлению удовлетворенности своей деятельностью;
  • Формирование мотивации применять полученные знания на практике;
  • Развитие стремления к самовыражению через деятельность и т.д.
  1. На  этапе изложения нового материала:
  • Воспитание навыков культурного поведения;
  • Воспитание доброжелательности, исполнительности,  справедливости, объективности, сопереживания, уважительности, терпения;
  • Воспитание внимательности, самостоятельности, бережливости, аккуратности, работоспособности;
  • Формирование умения контролировать свои слова и поступки;
  • Формирование мотивации держать свое слово;
  • Формирование мотивации считаться с мнением других;
  • Формирование мотивации доводить начатое дело до конца;
  • Формирование умения четко выполнять каждое задание;
  • Развитие стремления к самовыражению через деятельность и т.д.;
  • Формирование мотивации оказывать помощь другим и т.д.
  1. На тапе закрепления нового материала:
  • Воспитание навыков культурного поведения;
  • Воспитание доброжелательности, исполнительности,  справедливости, объективности, сопереживания, уважительности, терпения, внимательности, работоспособности;
  • Формирование умения контролировать свои слова и поступки;
  • Формирование мотивации считаться с мнением других;
  • Воспитание самостоятельности, бережливости, аккуратности и т.д.
  • Формирование мотивации проявлять удовлетворенность своей деятельностью;
  • Формирование потребности применять полученные знания на практике;
  • Формирование умения четко выполнять каждое задание;
  • Развитие стремления к самовыражению через деятельность и т.д.

 

 

 

свернуть

Возможности современных педагогических технологий при реализации воспитательных задач учебного занятия

Возможности современных педагогических технологий при реализации воспитательных задач учебного занятия

Любой урок как звено системы обучения обладает определённым воспитательным потенциалом – совокупностью имеющихся возможностей для воспитания учащихся. Важнейшим аспектом воспитательной функции обучения является воспитание интереса к учению, к процессу познания, формирование мотивов учебной деятельности. Степень реализации этих возможностей на уроке изначально определяет успешность учебно-познавательной деятельности школьников. Современный взгляд на обучение требует использования технологий, которые способствовали бы формированию активности, самостоятельности и инициативной позиции учащихся в учении, развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные; способствовали бы реализации принципа связи с жизнью. Всё это приводит нас к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные формы и методы учения и обучения. А этому способствуют современные педагогические технологии.

Технология проектного обучения.

Целью проектной технологии является самостоятельное «постижение» школьниками различных проблем, имеющих жизненный смысл для обучаемых. Основной тезис современного понимания технологии проектного обучения звучит таким образом: «всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо, и где и как я могу это содержание применить». Проекты чаще всего используются на уроках информатики, иностранного языка. Предмета «Человек и мир». На уроках русского языка при организации работы со словарными словами, ученики могут такие проекты как «Словарные слова в моей жизни» или «словарные слова в литературе», или «Словарные слова и правила хорошего тона», или «словарные слова в математике». Ребята берутся за подготовку и выполнения домашних заданий, выписывают словарные слова, написание которых требуется запомнить. Идут в библиотеку или обращаются к ресурсам интернета, чтобы узнать этимологию словарных слов, значение, сферу употребления, а потом принимаются за создание своих проектов. Работа над проектом развивает, увлекает, организует деятельность учащихся, а учителю позволяет организовать не только изучение словарных слов, но и поиск, чтение дополнительной научной литературы, пополнение и расширение словарного запаса учащихся. Работая над проектом, у учащихся формируются такие качества как умение выражать своё мнение, обсуждать, доказывать свою точку зрения, а также умение слушать другого человека. Благодаря использованию

проектных технологий повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории практики, что делает теорию более интересной и более реальной: развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляет чувство социальной ответственности.

Здоровье сберегающая технология.

Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. И мы, учителя, обязаны помочь ребёнку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. «Здоровому каждый день - праздник», гласит одна из восточных пословиц. Ребёнок, как правило, не знает, как вести здоровый образ жизни. Этому его надо научить. Необходимо сформировать у школьников потребности вести здоровый образ жизни. Ведущая роль в решении поставленной проблемы принадлежит уроку физкультуры, курсу «Человек и мир», предметам естествознания. Цель этой технологии – сбережение здоровья учащихся от неблагоприятных факторов образовательной сред, обеспечение школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, способствование воспитанию у учащихся культуры здоровья, формирование у школьников необходимых УУД по здоровому образу жизни и и использование полученных знаний в повседневной жизни.

На занятиях необходимо использовать динамические игры и паузы, кинезиологические упражнения, упражнения для глаз, мимические упражнения, дыхательно-голосовые игры и упражнения. Для закрепления мысли человеку необходимо движение. И. П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, при ходьбе, покачивая ногой, постукивая карандашом по столу. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается.

 На уроках русского языка и литературы используют следующие приёмы.

1.Словарная работа. Дети списывают с доски слова :спасибо, пожалуйста, спокойной ночи, здравствуйте. Учитель просит подумать. Что общего между этими словами, и продолжить список. Затем говорит: « Эти слова называются волшебными. Они добрые, ласковые. Такими становятся люди, которые их говорят и которые их слышат. Говорите чаще их друг другу.

2.Контрольное списывание текстов о здоровье.

3.Анатомический диктант.

Технология деловой игры.

Игра является, пожалуй, самым древним приёмом обучения. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие возможности личности. В процессе взаимодействия учащихся развиваются специфические явления: содействие, сопереживание, соревнование, реализуемые в таких формах как интеллектуальный контакт, сотрудничество, деловое общение. В итоге повышается качество знаний учащихся.

Технология критического мышления.

Известно, что всякое формирование новых знаний идёт на базе актуализации прежних знаний и систематического применения усвоенных знаний в учебной деятельности. Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей школьников. может использование приёмов технологии критического мышления. Элементы этой технологии уместно использовать на уроках литературы, истории, предметов естественного цикла.

«Пометки на полях». Приём эффективен в классах, где учащиеся обладают высокой техникой чтения, изучая новый параграф. В классах, где у учеников низкая техника чтения, на эту работу уходит достаточно много времени, поэтому, можно применять данный приём при чтении домашнего параграфа.

Приём «толстых и тонких» вопросов. Данная работа способствует развитию мышления, внимания учащихся, а также развивается умение задавать «умные» вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и позволяет лучше усвоить содержание текста.

Использование технологии критического мышления предполагает организацию групповых форм работы учащихся, работу в парах. Работа в группах над определённой проблемой повышает заинтересованность, углубляет мотивацию учащихся в учебной деятельности. Здесь создаются условия для раскрытия познавательных, мыслительных, интеллектуальных способностей каждого ученика. Таким образом, применение элементов технологии критического мышления, соответствует реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, позволяет создать на уроках истории и обществознания условия для успешной самореализации школьников, развития их индивидуальных, интеллектуальных способностей. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся получает возможность самому в процессе обучения конструировать этот процесс и отслеживать результат. Использование элементов этой технологии способствует сотрудничеству учителя и ученика, развивает сотрудничество между самими учащимися, создаёт атмосферу уважения любого мнения, возможность выслушать других и быть услышанным.

Технология проведения учебных дискуссий.

Цель этой технологии – развитие критического мышления школьников, формирование их коммуникативной и дискуссионной культуры.

Примером является: «Круглый стол» - беседа, в которой на «равных» участвует небольшая группа учащихся (обычно около пяти человек), во время которой происходит обмен мнениями как между ними, так и с «аудиторией» (остальной частью класса); «Заседание экспертной группы» (панельная дискуссия) ( обычно четыре - шесть учеников, с заранее назначенным председателем), на котором вначале обсуждается намеченная проблема всеми участниками группы, а затем ими излагаются свои позиции всему классу. «Форум» - обсуждение, сходное с «заседанием экспертной группы», в ходе которого эта группа вступает в обмен мнениями с «аудиторией» (классом). «Дебаты» - явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников – представителей двух противостоящих, соперничающих команд.Эти нестандартные формы можно использовать на уроках литературы, истории, лингвистических предметах.

Тьюторство – такая педагогическая технология. Цель работы тьютора (педагога) – персональное сопровождение ученика в образовательном пространстве для становления у него устойчивых мотивов обучения, реализации личностных потребностей и интересов, самоопределения, осознанного и ответственного выбора жизненного пути. Тьютор выступает не только в роли наставника, куратора, педагога, ориентирующего воспитанника в образовательном пространстве, но и в роли педагога . выполняющего роль репетитора. Деятельностью учебного тьютера охвачена группа учащихся школы, испытывающих, в силу разных причин (длительная болезнь, спортивные сборы, недостаточный уровень учебной подготовки) затруднения в учебной деятельности. Главная технология, используемая тьютером в своей деятельности – консультирование. Главный инструмент – вопрос. В ходе собеседования тьютер выясняет проблемы и направляет подростка на пути их решения, помогает учащемуся найти, выявить возможные точки роста.

Технология создания ситуации успеха.

Цель: создать ситуацию успеха для развития личности ребёнка. Дать возможность каждому воспитаннику ощутить радость достижения успеха, осознания своих способностей, веры в собственные силы.

Успех в любой деятельности вдохновляет и окрыляет человека. Придаёт ему уверенности, усиливает интерес к этой деятельности; постоянные неудачи угнетают, разочаровывают, огорчают, снижают интерес, вызывают равнодушие к деятельности. Успех в учёбе влияет на все виды деятельности в будущей взрослой жизни. На выбор профессии, на социальный статус. Педагогическая технология «создания ситуации успеха» подразумевает создание различных видов радости. Использование приёмов работы с различными категориями учащихся. Эти приёмы – творчество воспитателя:

- «эмоциональное поглаживание» - улыбкой, взглядом дать понять, что учитель одобряет поведение;

- анонсирование – предварительное обсуждение с учеником, что надо будет сделать, репетиция события;

- «гадкий утёнок» - создание возможностей для расцвета ребёнка;

- «мышь в сметане» - вселение уверенности в свои силы, призыв к преодолению трудностей;

- «лестница» - постепенное ведение учащегося лестницей знаний, психологического самоопределения;

- «даю шанс» - подготовка педагогом ситуации, в которой ребёнок раскрывает свои возможности;

- «умышленная ошибка» - активизация внимания учащихся и активная жизненная позиция.

Для успешного применения этой технологии педагогом, он должен обладать силой воздействия через языковые средства педагогической техники, относится к ребёнку как формирующейся личности, понимать его внутренний мир, владеть эмоциональной культурой. Иметь психологическую компетентность.

Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса. Решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

 

Учитель: Гречулина А. Я.

 

 

свернуть

Учет психолого – педагогических и личностных особенностей классного коллектива

 Учет психолого – педагогических и личностных особенностей классного коллектива при проектировании содержания учебного занятия

 

Мечтой большинства педагогических коллективов и практически любого учителя является наиболее полное раскрытие возможностей и способностей каждого ученика, развитие его неповторимой индивидуальности.

В процессе развития ребенка можно условно выделить две генеральные линии – социализацию и индивидуализацию. Социализация связана с усвоением подростка социально одобряемых идеалов, норм и способов поведения и деятельности. Это способствует формированию у детей представлений об обществе, о его культуре, развитию у них социально значимых качеств, становлению их адаптационных возможностей и механизмов среди людей. Если говорить, об индивидуализации, она связана со становлением и проявлением индивидуальности человека, его неповторимого внешнего облика и внутреннего мира. При использовании индивидуального подхода предполагается учёт индивидуальных особенностей ребёнка, но делается это не с целью развития его индивидуальности, а для реализации совершенно иной целевой установки – освоения учащимся социального опыта, то есть знаний, умений и навыков, определенных в программах обучения и воспитания.

В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных личностно-ориентированных технологий, призванных обеспечить необходимые условия для развития индивидуальных способностей учащихся. Личностно ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт учащихся. Представляет соотношение трех подходов – возрастного, индивидуального и личностного в виде пирамиды. Основание составляет возрастной подход, над ним надстраивается индивидуальный, а вершина пирамиды — это личностный подход. Можно заметить, что личностный подход не может реализоваться вне возрастного и индивидуального. А вот индивидуальный,  вполне может оказаться вне личностной модели обучения.

Педагог должен строить свою работу исходя из возрастных особенностей воспитанников, уровня его развития. Если взять возраст 10-12 лет (5-6 класс) ведущий вид деятельности в данном возрастном периоде – общение. К психологическим особенностям возрастам можно отнести: не могут полноценно анализировать свои поступки, склонны переоценивать свои возможности, остро переживают чувство неуверенности. Неумение рассчитать свои физиологические потребности. Импульсивность. Бурное проявление симпатии к противоположному полу. К 12 годам резко возрастает значение коллектива, его мнения, отношений с товарищами, оценки поступков и действий. Стремление к самостоятельности и независимости, завоевать авторитет, занять достойное место в коллективе, растет автономия от семьи.

         7 – 9 классы ведущий вид деятельности – общение. Психологическими особенностями данного возраста характеризуются: формированием собственной точки зрения, отказ принимать все на веру. Потеря авторитета учителя. Повышенное чувство взрослости. Формирование собственной системы ценностей, требований, моральных установок, которые определяют характер взаимоотношений с окружающими людьми. Неустойчивое настроение, ранимость, неадекватность реакции, повышенная конфликтность, постоянное колебания самооценки. Постепенное разрушение психологического барьера между мальчиками и девочками. Сдерживание проявления чувств и эмоций, более спокойное, скрытое проявление симпатий к противоположному полу.

В 11 классе ведущий вид деятельности – учебно-профессиональный. Психологическими особенностями возраста является основная потребность учащихся: поиск понимания в общении, готовность к контакту. Изменение приоритетов, актуально общение с противоположным полом.  Отдаление учащихся от активного участия в жизни класса и школы. Возрастная избирательность внимания в связи с множеством интересов.

Для повышения качества обучения, для предупреждения неуспеваемости, для активизации учебного процесса большое значение имеет учет индивидуальных особенностей учащихся. В учебной деятельности чрезвычайно важно насколько самостоятелен учащийся в усвоении знаний, формировании умений и навыков, так как самостоятельность в учебной деятельности прямо связана с самостоятельностью мышления, критической самооценкой всего воспринимаемого.

В основе организации индивидуальной работы с учащимися лежит тщательное изучение работы каждого учащегося на основе систематического и своевременного выявления уровня усвоения каждого раздела программы, результаты исследований способностей учащихся школьным психологом, его рекомендации в отношении каждого ребенка.

Индивидуализация помогает не только найти пути обучения каждого школьника, но и повышает эффективность обучения вообще. Однако индивидуализация никогда не бывает абсолютной, так как в любых условиях, при использовании разных форм и методов обучения нельзя учесть все индивидуальные особенности детей, поэтому во внимание принимаются лишь те отличия, которые   оказываются важными в процессе обучения. Кроме того, учитываются индивидуальные особенности не каждого отдельного ученика, а групп учащихся, обладающих сходными чертами.

Какие же индивидуальные особенности личности учащегося учитываются в первую очередь?

Прежде всего, уровень умственного развития ребенка. Уровень умственного развития обычно сочетается с некоторыми личными чертами, такими как трудолюбие, отношение к учению, самостоятельность, инициативность. Все эти особенности сказываются на школьных успехах. Однако индивидуальные особенности отличаются непостоянством, изменчивостью, с возрастом дети сильно изменяются в отношении этих особенностей. Следует обращать внимание на индивидуальные особенности, от которых также может зависеть успех в познавательной, учебной деятельности, это быстрота, темп, работоспособность, сосредоточенность, переключаемость, отвлекаемость внимания, скорость восприятия, запоминания. Эти особенности составляют динамическую сторону психической жизни.

Поскольку задача учителя - не усложнять, а облегчать учебную деятельность детей, знание природных особенностей своих учеников и умение учитывать их в педагогической деятельности и есть основа индивидуализации обучения.

Многочисленные исследования показывают, что индивидуальные вариации перечисленных выше особенностей при прочих равных условиях обусловлены некоторыми природными факторами, в первую очередь основными свойствами нервной системы человека. Изменить эти особенности практически нельзя, но невозможно и не обращать на них внимания, так как их влияние ощутимо во многих видах деятельности, в поведении, во взаимоотношениях с окружающими.

Как известно, разные приемы и методы обучения оказывают неодинаковое воздействие, как на состояние, так и на результат деятельности учащихся с разными типологическими особенностями. Учитывая эти особенности, к учащимся с различной нервной системой  следует применять специальные приемы, облегчающие их учебную деятельность.

По отношению к учащимся со слабой нервной системой следует не ставить их в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него, давать достаточно времени на обдумывание и подготовку; чаще опрашивать их в письменной форме, формировать уверенность в своих силах, осторожно оценивать неудачи этих учеников, обязательно поощрять за старание, научить школьника умению пережить неудачу, не требовать от них немедленного включения в деятельность, постепенно предлагать разные задания, не торопить с изменением неудачных формулировок при устных ответах, не спрашивать в начале урока, в момент выполнения заданий не отвлекать такого ученика.

У учащихся с сильной нервной системой стараться тренировать усидчивость, в определенной степени разнообразить деятельность, чередовать задания разных типов, нейтрализовать психологические особенности, которые мешают усвоению материала, приучать перед началом работы выслушивать до конца указания учителя, добиваться, чтобы учащиеся на поставленный вопрос давали четкий ответ.

Эффективность познавательной деятельности зависит от учебной мотивации, которую мы определяем как склонность учащегося к различным видам и аспектам учебной деятельности. Отсюда вытекает необходимость учета индивидуальных особенностей учащихся в сфере мотивации. При конструировании этапа мотивации, прежде всего, учитываю особенности познавательных интересов учащихся, определяю их характер и направленность.  Направленность познавательного интереса характеризуется тем, что он может проявляться либо к научно-теоретическим основам знаний, либо к их практическому использованию. От характера и направленности познавательных интересов школьников зависит выбор содержания учебного материала. При наличии у учащегося широкого познавательного интереса, спектр заданий, предлагаемых ему в качестве мотивационных, значительно расширяется. Мотивационные задания включаются в содержание домашних заданий, так как обобщение результатов, полученных учащимися при выполнении индивидуальных мотивационных заданий дома и на уроке, позволяет, во-первых, сформировать у всего класса в целом положительный мотив изучения нового материала и, во-вторых, определяет круг возможных приложений рассматриваемого материала.

При индивидуализации обучения возникают объективные предпосылки для выбора самими обучающимися образовательных траекторий, которые наиболее полно отвечают их личностным потребностям и устремлениям.

Таким образом, при организации учебного процесса для максимальной индивидуализации, требуется не только учет индивидуальных особенностей обучающихся, но и целенаправленное развитие, от которого зависит и познавательная активность индивида, и развитие интеллектуальных качеств. В значительной мере целенаправленное развитие индивидуальных особенностей учащихся способствует и развитию самостоятельности и умения учиться. Поэтому в процессе развертывания учебной деятельности важен не только учёт, но и одновременное воздействие на индивидуальные качества ученика.

 

 Педагог- психолог Головач Е.В.

свернуть

Пути повышения воспитательного потенциала урок

Пути повышения воспитательного потенциала урока.

Родившись как форма организации обучения около четырехсот лет назад, урок не мог за это время не измениться и не приобрести черты  современной культуры. Из урока, характеризующегося определенным содержанием учебного материала, традициями и правилами, жесткой регламентацией и дисциплиной, неукоснительным подчинением учеников учителю, он трансформировался в урок, устремленный гуманизировать действительность, предоставить растущему человеку максимум свободы для индивидуального развития, утвердить в повседневной жизни непреходящие ценности.

Все чаще сегодня мы слышим вместо слова «урок» - «учебное занятие». Стратегия современного урока выходит далеко за пределы простой передачи знаний. Урок должен помогать ребенку осознать себя, окружающую действительность и свою ответственность за нее, обрести жизненные силы и в итоге - стать активным субъектом жизни и творчества.

Современно звучат цели образования, обозначенные еще Яном Амосом Коменским: развивать способности, совершенствовать языки, воспитывать нравственно, то есть осуществлять то, что помогает человеку стать Человеком.

Развести понятия «воспитание» и «обучение» в контексте современного понимания образования как индивидуально-личностного феномена невозможно. Воспитание предваряет обучение, сопутствует ему через различные виды педагогического сопровождения и доминирует путем различных форм воздействия (социум, личности педагога и родителей, средств массовой информации).

Содержание воспитательной работы на уроке должно вытекать из содержания самого урока. « Учить и воспитывать как «молния» на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное на уроке»

Какими путями можно реализовать воспитательный потенциал урока? Существует несколько подходов к проблеме воспитательных возможностей урока. Один из них отражен в суждении: «Каждый урок воспитывает». Если урок дидактически правильно организован, он окажет позитивное влияние на формирование личности. На формирование – да, но не на воспитание, т.к. воспитание – непременно целенаправленный процесс, непрерывный, т.е. организованный и построенный с осознанной и специально поставленной целью.

Очень важно уметь правильно поставить эту цель на каждом урок. Воспитывающее обучение – это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных педагогом отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке. Круг этих отношений достаточно широк. Поэтому воспитательная цель будет охватывать целый ряд отношений. Но эти отношения достаточно подвижны. Из урока в урок, имея одну воспитательную цель, учитель ставит различные воспитательные задачи и указывает, через что они могут быть достигнуты, через какие виды деятельности. Должна быть система воспитательных задач.

Важную роль в реализации воспитательного потенциала урока играет применение современных образовательных технологий. Использование новых технологических схем урока требует от учителя понимания того, эффективна ли применяемая схема с точки зрения реализации задач обучения и воспитания, или ее применение - только дань моде; технология урока должна применяться как система, иначе утрачивается и образовательный и воспитательный смысл применяемой технологии.

Большинство современных образовательных технологий предполагают организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности - в этом и заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока - активная познавательная деятельность детей.

Нельзя забывать и о роли неосознанного воспитания. Под неосознанным принято называть то воспитание, которое учитель не планирует заранее, не прописывает в тетради, но воспитывает каждый день своим примером, своим отношением к детям и окружающим, своим внешним видом и реакциями на раздражители. Полный достоинства и уверенности учитель воспитывает своим примером.

В.А.Сухомлинский писал: «У учителя, умеющего воспитывать знаниями, эти знания... выступают как инструмент, с помощью которого ученики сознательно осуществляют новые шаги в познании мира».

Важен психологический климат урока, который проявляется в эмоционально-психологическом настрое учителя и учащихся. В нем на эмоционально-нравственном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения учителя и учащихся, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами.

Исследования показали, что позиция учителя на уроке, стиль его поведения и общения серьезно влияют на климат урока, отношение учащихся к учению. Особое значение приобретает слово учителя. Еще А.С. Макаренко говорил, обращаясь к учителям: «...Нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики.) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность». При этом он отмечал, что этому надо учиться.

Каждый урок направлен на достижение триединой цели: обучить, развить, воспитать.    Согласно этому общие требования к модели классического урока конкретизируются в дидактических, развивающих и воспитательных требованиях .

  Дидактические требования:

 □ четкое определение образовательных задач каждого урока;

□ рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей;

□ внедрение новейших технологий познавательной деятельности;

□ творческий подход к формированию структуры урока;

□ обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля;

□ научный расчет и мастерство проведения урока и др.

Развивающие требования:

□ формирование у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности;

□ изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся, а также проектирование зоны их ближайшего развития;

□ проведение учебных занятий на опережающем уровне и др.

Воспитательные требования:

□ определение воспитательных возможностей учебного материала, форм деятельности на уроке, постановка реально достижимых воспитательных целей;

□ воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование усидчивости, ответственности, исполнительности, самостоятельности, работоспособности, внимательности и др.;

□ внимательное и чуткое отношение к учащимся, педагогический такт, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.

В единстве этих составляющих урок представляется как процесс продуктивной деятельности школьников и общения педагога с детьми.

Главенство воспитательной функции

В педагогике сверхзадача - это та конечная цель воспитывающего обучения, которую учитель ставит перед собой, проектируя развитие учеников. Это перспектива обучения, учительский стратегический план, сверхзадача. Воспитывающий потенциал урока в этой сверхзадаче и воплощается.

Воспитание у учеников определенных качеств на разных этапах традиционного урока

□ Организационный момент. Воспитываются организованность, внимательность, формируются умения быстро сосредоточиваться.

□ Проверка домашнего задания. Воспитываются ответственность за порученное дело, уверенность в себе, умения слышать и слушать другого ученика, реагировать на неожиданную ситуацию, сдерживать эмоции, выступать публично.     

□ Объяснение новых знаний. Воспитываются умения сконцентрироваться на получении информации, выделить главное, установить причинно-следственные связи между событиями и явлениями.

□ Проверка усвоенного материала. Воспитывается критическое отношение к своим знаниям, развивается способность оценить эффективность собственной работы.

□ Объявление домашнего задания. Воспитываются терпение, аккуратность, умение сосредоточиваться.

Все это - фоновое воспитание. Оно происходит систематически, из урока в урок и в большей степени влияет на ценностное поведение и сознание детей.

А как усилить воспитательный эффект урока? Обеспечить строгое выполнение требований, предъявляемых к результатам освоения общеобразовательной программы: личностным, метапредметным, предмет­ным .

К личностным результатам относятся:

самоопределение, самооценка, смыслообразование, морально-этическая ориентация, ценностное самосознание, самоуважение.    

К метапредметным результатам относятся:

регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность);

коммуникативные (речевое поведение, умение слушать);

познавательные (работа с информацией, учебным материалом, выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения).

К предметным результатам относятся: основы системы научных знаний, опыт предметной деятельности по преобразованию и применению нового знания.

       Если учебное занятие будет строиться на основании перечисленных требований, то его воспитательная функция займет главенствующее положение по отношению ко всем остальным. На втором месте будет функция развивающая, на третьем - обучающая.

Итак, воспитательный потенциал урока сегодня реализуется через направленность, знания, умения и способности учителя, через феномен профессиональной культуры педагога, через системную реализацию потенциала содержания учебных дисциплин; через постановку и решение сверхзадач; через использование опыта гуманистической педагогики.

Современный урок направлен не на то, чтобы помочь ученику «пройти» параграф, запомнить формулу или выучить правило, а на то, чтобы стимулировать его к постижению какой-то закономерности жизни, знание которой может сделать его сильнее, свободнее в своих поступках, в выборе собственной судьбы. Именно поэтому во всем, что происходит на уроке, должен быть заложен определенный педагогический смысл.

Рекомендации по реализации воспитательного аспекта урока: 
- при планировании урока учитывать диагностику уровня воспитанности ученика и класса в целом; 
- продумывать виды деятельности учащихся на каждом этапе урока в связи с поставленными целями; 
-осуществлять выбор оптимальных способов и приемов для начала урока; 
-использовать на этапе актуализации инновационные технологии; 
- использовать на уроке разные виды контроля, что позволит воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, коммуникабельность, трудолюбие; 
-применять разные способы оценивания, что оказывает положительное воздействие на ребенка и в плане успеха в случае неудач; 
-проводить этап рефлексии на каждом уроке, что позволит корректировать воспитательные задачи урока. 

 

«Учитель на уроке должен пользоваться всяким случаем, чтобы посредством обучения закинуть в душу дитяти какое-нибудь доброе семя»

К.Д. Ушински

свернуть