РУС БЕЛ ENG

Советы психолога

Что такое домашнее насилие?

Оказание помощи жертвам домашнего насилия                                      

 

         Насилие в семье – это угрозы или повторяющиеся действия насильственного характера, производимые одним человеком по отношению к другим, находящимся с ним в родственных связях людям, чаще всего это совместно проживающие люди (супруги, дети и родители).

         Эта проблема сегодня довольно распространенная. Проблема насилия в семье опасна и тем, что наносит неисправимый вред психологическому развитию, физическому здоровью и самооценки всех членов семьи. Очень часто жертвам стыдно признаться в фактах насилия, и они боятся кому-либо пожаловаться.

 

         Виды насилия

 

  1. Физическое насилие.

 

         Это действия с применением физической силы, которые причиняют боль и вредят здоровью.

         Причины: ослабление контроля над инстинктами, разочарованность, агрессия, алкоголизм и психопатология, наличие социального стресса в семье, повышение уровня напряженности между членами семьи, например: разные взгляды супругов на воспитание детей, на интимные отношения, беременность, материальные проблемы, безработица, необходимость в продолжительной медицинской помощи. Постоянно присутствующее раздражение отчасти объясняется хронической тревогой о неразрешенных проблемах, несоответствием желаний возможностям, взаимоисключающими требованиями, предъявляемыми обществом семье.

        

  1. Психологическое (эмоциональное) насилие.

         Наиболее распространенное. Довольно часто индивиды, по отношению к которым оно проявляется, не понимают, что они жертвы. К его проявлениям относят: оскорбления, унижения, угрозы и  запугивания, психические домогательства, употребление относительно жертвы слов вульгарного характера, использование шантажа. Это может быть и пренебрежение, высмеивание партнера при посторонних, презрение,  тотальный контроль, навязывание взглядов в отношении того, с кем дружить, где встречаться с друзьями, необоснованные обвинения, крики, лишение детей, денег или других материальных и нематериальных благ, уничтожение вещей партнера, отрицание вины за причинение вреда, двуличие – в семье партнер тиран, а на людях дружественная, хорошо воспитанная личность.

         Чаще всего женщины дети - жертвы насилия в семье, но и слабая половина может часто выступать психологическим насильником в семейных отношениях.

         Признаки насилия в семье: партнер часто впадает в неконтролируемую ярость по поводу и без; супруг страдает чрезмерной подозрительностью, в частности постоянно подозревает в измене; партнер подвержен перепадам настроения, от которого зависит совместная повседневная жизнь; запрещены любые социальные взаимодействия без его участия; угрожает убийством или самоубийством, в случае если вы покинете его.

        

  1. Половое (сексуальное) насилие.

         Это вид принуждения, который может выражаться в форме навязанных прикосновений, унижения, интимной направленности, принуждения к половому акту и совершения половых действий против желания жертвы. Чаще этому подвергается слабая половина человечества.

         Причины: неудовлетворенность мужчины собой, своей жизнью, неспособностью справляться с трудностями и т.д. Он пытается самоутвердиться, ищет способы, позволяющие показать свою силу, подчинить себе и доказать свою доминирующую позицию.

        

  1. Экономическое насилие.

         Заключается в зависимости человека от денег другого человека не по своей воле. Это необоснованные ограничения в расходах; оформление кредитов и рассрочек; отбирание заработанных денег или купленных вещей, пенсий, имущества; вымогательство; принуждение к попрошайничеству.

 

         Причины насилия в семье

 

  1. Стереотипные представления о сути семейных отношений, внушаемых воспитанием в родительской семье (мать постоянно кричала на отца, отец бил мать, родители били ребенка, родители пренебрежительно относились к своим престарелым родителям и т.д.).

         Пример: стихотворение Себастьяна Бранта (немецкого ученого, писателя-сатирика, жившего 1457(58) – 10.05.1521 гг.), не утратившее своей актуальности и в наши дни.

         Ребенок учится тому, что видит у себя в дому:

         Родители пример ему.

         Кто при жене и детях груб,

         Кому язык распутства люб,

         Пусть помнит, что с лихвой получит

         От их все то, чему их учит,          Теперь вести себя прилично

         Не в моде стало, и обычно

         И женский пол, себя позоря,

         Стал срамословить в разговоре.

         Мужья – пример для жен своих,

         А дети учатся у них:

         Там, где аббат не враг вина,

         Вся братия – пьяным пьяна!

         Что говорить, - спокон веков

         Полно на свете дураков!

         Не волк воспитывал овец,

         Походку раку дал отец.

         Когда родители умны

         И добродетельно скромны,

         То благонравны и сыны.

         Попался как-то Диогену

         Какой-то пьяный совершенно,

         Впервые встреченный юнец

         «Сынок, - сказал ему мудрец, -

         Ты, вижу, весь в отца родного:

         Бьюсь об заклад – он раб хмельного!

 

         Коль видят нас и слышат дети,

         Мы за дела свои в ответе

         И за слова: легко толкнуть

         Детей на нехороший путь!

         Держи в приличии свой дом,

         Чтобы не каяться потом.

        

  1. Персональный жизненный опыт личности, на основе которого создается стереотипная модель супружеского поведения в браке: психологическая травма в детском возрасте, негативный опыт в прежних отношениях, социальная и личностная неудовлетворенность (работой, доходами, здоровьем и т.д.). Домашний террор может возникать и вследствие личностных особенностей человека, доминирующих качеств личности и особенностей характера, не компенсированных вовремя адекватным воспитанием. Все это вынуждает человека искать компенсацию своего состояния, самоутверждаясь за счет близких, которые не в состоянии дать отпор самостоятельно.

        

         Насилие над детьми в семье

 

         Статистика показывает, что насилию в семье подвергаются дети различного возраста и пола. Многие исследования доказали существование некоторых факторов риска, увеличивающих вероятность произведения насильственных действий над детьми.

         К таким факторам относят:

- возраст (в 67% случаев зафиксированного насилия, возраст детей не достигал 1 года, в 80% – 3 лет);

- 50% случаев насильственных действий над детьми идут родом из детства (родители в детстве тоже подвергались насилию);

- домашний террор чаще распространяется на детей с разными расстройствами психики, речи, с врожденными дефектами или хроническими, рецидивирующими болезнями;

- неродные дети.

         Отсутствие заботы может выражаться в отказе от медицинской или психологической помощи ребенку, изгнании из дома, прекращении кормления, позволении прогуливать школу, абсолютном отсутствии контроля над ребенком, запрете на участие в школьных мероприятиях, не обеспечении необходимыми вещами для обучения в школе.

 

         Насилие в семье – помощь

 

         Жертвы насилия в семье часто находятся в депрессивном состоянии, они подвержены тревожности, их часто одолевают мысли о суициде, они довольно замкнуты в себе, характеризуются заниженной самооценкой и неуверенностью в себе.

         Людям, страдающим от насильственных действий в семье, тяжело принять помощь от других людей. Довольно часто они просто боятся обращаться за помощью, они стесняются, стыдятся, и поэтому не прибегают к помощи специализированных служб. Нередко люди, страдающие от домашней тирании, просто не знают куда обращаться.

         Если необходимо немедленное реагирование, то следует обратиться в милицию. Однако милиция не решит семейные конфликты, требующие кардинальной позиции от вас. В первую очередь индивидуум должен сам стремиться к избавлению от насилия.

         Существуют специализированные организации, направленные на оказание помощи пострадавшим от террора в семье. К ним относится и наш Территориальный центр социального обслуживания населения.

         Жертвы домашнего насилия могут воспользоваться услугой временного приюта в «кризисной комнате».

         У нас Вы так же можете получить квалифицированную помощь психологов, консультацию юриста и все виды социальных услуг на безвозмездной основе. Конфиденциальность и анонимность мы гарантируем! Контактные телефоны: в рабочее время: 51-03-91, 54-03-48;      в нерабочее и ночное время: 102, 51-83-77.

         Вы можете также обратиться за помощью:

- Оршанское районное управление внутренних дел;

- Учреждения здравоохранения ”Оршанская центральная поликлиника“;

- Управление по образованию Оршанского райисполкома;

- УЗ ”ОЦП“ Психоневрологический диспансер.

         Также Вы можете получить помощь по телефонам: 

- республиканской бесплатной ”горячей линии“ для потерпевших от домашнего насилия: 8-801-100-8-801 (звонок анонимный, ежедневно с 08:00 до 20:00);

 - республиканской телефонной детской линии помощи для оказания помощи несовершеннолетним, оказавшимся в кризисном положении, сложной жизненной ситуации и нуждающимся в психологической поддержке: 8-801-100-1611 (круглосуточно);

         Именно в оказании помощи потерпевшим участникам семейных отношений, с целью разрешения трудных обстоятельств, в границах, которые обеспечат охрану жизни, психического состояния и физического здоровья, а также физического и психического развития, формирование личности несовершеннолетних членов семьи заключается правовая, социальная и психологическая защита от насилия в семье.

         Участники семейных отношений, которые совершили насилие, несут административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность.      

 

         Профилактика насилия в семье

 

         Защита от насилия в семье, правовой, психологической и социальной направленности, заключается в профилактических действиях социальных органов, в помощи членам семьи, которые пострадали от поведения, насильственного характера, в социальном приспособлении и реабилитации.

         Профилактика семейного насилия и домашнего деспотизма включает в себя такие мероприятия: специальные и общие предупредительные мероприятия, индивидуальную предупредительную деятельность.

         Общие меры охватывают правовую разъяснительную работу среди разных социальных групп и всех слоев общества, выработку социального мнения, характеризующегося нетерпимостью к насильственным действиям в семье, законодательная база предохранения от насилия, распространение деятельности различных центров помощи жертвам насилия.

         Специальные мероприятия заключаются в выявлении социальных групп, которые наиболее подвержены домашней тирании, и концентрации профилактических усилий в данном направлении. На непосредственное обнаружение, пресечение домашнего террора и реабилитацию пострадавших индивидов от такого насилия направлена индивидуальная деятельность.

         Под профилактикой домашней тирании понимают комплекс социальных мер, психологических и педагогических воздействий, правовых мер, целенаправленных на предотвращение, обнаружение и устранение последствий насильственного поведения в семейном союзе.

         Проблема домашнего террора и насилия в семье, в зависимости от действенности и результативности правовых средств, не может разрешиться только с их помощью. Данные средства направлены, в первую очередь, на сдерживание таких проявлений, вызываемых жестокостью и агрессивностью, отсутствием адекватного воспитания и культурности, озлобленностью, которая является следствием неблагополучия.

 

Подготовила: психолог государственного учреждения «Территориальный центр

социального обслуживания населения Оршанского района» Е.Л. ГвоздеваКонец формы

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

по профилактике насилия в семье

  • Создайте дома среду, характеризующую теплом, положительным интересом и участием взрослых членов семьи к детям.
  • Не используйте метод угроз и запугивания детей в решении домашних проблем.
  • Не опускайтесь до взаимных оскорблений и резких обвинений в адрес друг друга и детей.
  • Помните, что психологическое насилие (т.е. унижение чувства собственного достоинства, словесные оскорбления, грубость по отношению к детям) способно глубоко ранить ребёнка.
  • Не используйте экономическое насилие к членам семьи.
  • Старайтесь никогда не применять физическое насилие к тому бы то ни было.
  • Заведите дома рыбок, хомячка, собаку, кошку или других животных. Помогите ребёнку в воспитании братьев наших меньших.
  • Учите детей заботиться о младших, о пожилых людях, о больных и немощных.
  • Рекомендуйте детям читать настоящую художественную литературу, помогайте им развивать хороший вкус в выборе видеофильмов. Читайте вместе с детьми.
  • Искренне любите детей. Помните, что «лаской всегда добьёшься больше, чем грубой силой». В.А. Сухомлинский говорил: « Ребёнок ненавидит того, кто бьёт». Помните о личном примере. Будьте во всём образцом своим детям!

 

Памятка для родителей «Дом без насилия»

Ребенок — Человек! Этот маленький Человек нуждается не в окрике и наказании, а в поддержке и мудром совете родителей, не в злом и жестоком обращении, а в добре, заботе и любви. Но, к сожалению, часто меньше всего любви доста­ется нашим самым любимым людям.

Ребенок еще не может и не умеет защитить себя от фи­зического насилия и психического давления со стороны взрос­лого. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения, кри­ку - если мы кричим, грубости -  если мы грубим, жестокости - если мы это демонстрируем. Ребенок, который воспитывается в ус­ловиях бесправия, никогда не будет уважать прав другого чело­века. И, наоборот, доброе, хорошее поведение наших детей порождается только добром. Удивительно, но ненасилие гораз­до больше способствует гармоничному росту и всесторонне­му развитию ребенка, чем грубое и жесткое обращение с ребенком.

Наши необдуманные агрессивные действия по отношению к ребенку порой могут быть вызваны даже не проступками ребенка, а нашей усталостью, неприятностями и неудачами, раз­дражением и т.д. Гнев, вылитый в этом случае на ребенка, ниче­му его не учит, а только унижает, оскорбляет и раздражает.

Наказывая своего ребенка физически, родители наивно пола­гают, что самый короткий путь к разуму лежит «через ягодицы», а не через глаза и уши. Добиваясь видимого кратковременного послушания, родители своей жестокостью «воспитывают» фальшь и обман, притупляют процесс нормального развития ребенка.

Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них отнюдь не раскаяние, а совсем другие реакции:

  • страх;
  • возмущение, протест;
  • обиду, чувство оскорбленное, жажду мести и компенсации;
  • разрушение «нравственных тормозов»;
  • стремление к обману, изворотливость;
  • потерю способности к здравому рассуждению;
  • ребенок перестает видеть границу между добром и злом, между «можно» и «нельзя»;
  • агрессивное поведение;
  • снижение самооценки;

—      ненависть к себе и окружающим (если ребенка часто бьют).

Жестокое обращение с детьми обычно также вызывает за­держку их психического и социального развития. Важно не допус­тить, чтобы побои и наказания превратились в кошмар для ре­бенка и его родителей, когда ребенок перестанет понимать «за что», эмоционально «отупеет» и перестанет различать, где хоро­шие, а где плохие поступки. Но еще более важно помнить, что из любого кошмара всегда есть выход. И первый шаг должен сде­лать тот, кто сильнее и мудрее. Хорошо, если это будет взрослый.

Да, дети не всегда ведут себя как чистые и кроткие ангелы, и воспитывать их — дело очень нелегкое. Но из всех трудных ситуаций, в которые они порой ставят своих родителей, нужно искать выход без унижения человеческого достоинства детей, без применения оскорблений и тем более телесных наказаний.

Выйти из ситуации, когда вдруг покажется, что нужно приме­нить наказание, или предупредить эту ситуацию помогут следу­ющие рекомендации:

  1. Прислушивайтесь к своему ребенку, старайтесь услы­шать и понять его. Вникните в проблему ребенка. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребенка, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит свое человеческое достоинство.
  2. Принимайте решения совместно с ребенком, а также дайте ему право принимать самостоятельные решения: ребенок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливал сам. При этом мы не отрицаем, что некоторые решения могут принимать только родители. Предоставьте ребенку право выбора, чтобы он реально почувствовал, что волен сам выбирать из нескольких возможностей.
  3. Постарайтесь предупредить ситуацию или изменить ее так, чтобы ребенку не нужно было бы вести себя неправильно.
  4. Предоставляйте ребенку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой.
  5. Требуя что-то от ребенка, давайте ему четкие и ясные указания. Но не возмущайтесь, если ребенок, может "быть, что-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова, без раздражения, терпеливо разъясняйте суть своих требований. Ребенок нуждается в повторении.
  6. Не требуйте от ребенка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований: он просто не может делать все сразу.
  7. Не предъявляйте ребенку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.
  8. Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребенок ведет себя так, а не иначе, о чем свидетельствует его поступок.
  9. Подумайте, в чем трудность ситуации, в которую попал ребенок? Чем вы можете помочь ребенку в этой ситуации? Как поддержать его?

Как предупредить компьютерную зависимость: 7 рекомендаций родителям

Если вы обеспокоены тем, что ребенок проводит слишком много времени в сети или больше дозволенного играет с гаджетами, рекомендуем предпринять следующие меры
развернуть

Как предупредить компьютерную зависимость: 7 рекомендаций родителям

 

Если вы обеспокоены тем, что ребенок проводит слишком много времени в сети или больше дозволенного играет с гаджетами, рекомендуем предпринять следующие меры.

  1. Ограничивайте свое время пользования Интернетом, когда общаетесь с детьми

Исследователи доказали, что дети часто чувствуют себя покинутыми, когда родители отвлекаются от разговоров на телефон или компьютер. В результате ребенок сам «погружается» в виртуальный мир. Так что возьмите себе за правило не отвлекаться на устройства, когда разговариваете с ребенком.

  1. Изучите поведение ребенка в Интернете

Начните с исследования того, как ваш ребенок пользуется сетью. Играет ли он в игры? Посетит ли селфи в социальных сетях? Ведет ли блог? В какое время он пользуется Интернетом?

Ответы на все эти вопросы помогут вам лучше понять, как действовать дальше.

  1. Копируйте Интернет-активность ребенка

Если ваше чадо «зависает» в социальных сетях, то добавьте его к себе в друзья и подпишитесь на группы, которые ему интересны. Время от времени вы можете даже общаться с ребенком с помощью того средства коммуникации, которое он предпочитает.

Подобный «трюк» поможет установить контакт в случае, если разговор между вами и ребенком не клеится. Ребенок будет больше открыт к общению, а вы, возможно, осмелитесь виртуально задать ему те вопросы, на которые ранее не получали ответа.

  1. Переводите ребенка из онлайна в оффлайн, ориентируясь на его интересы

Как только вы поняли, что «цепляет» ребенка в Интернете, вы можете постепенно переводить его из онлайна в оффлайн.

Если ребенок играет в определенный тип игр, то предложите ему совместную настольную или активную игру с похожим смыслом. Например, ваш ребенок не может оторваться от создания своего виртуального мира. Значит, он так же полюбит конструкторы или химические наборы, позволяющие «копировать» его деятельность в популярных играх. Если сын или дочь предпочитает компьютерные игры типа квест, запланируйте в выходной совместный поход на квест в реальности.

Некоторым детям в игре больше привлекает элемент соревнования. Дайте малышу возможность делать то же самое, к примеру, отведя в спортивную секцию на борьбу.

Если ребенок «завис» в социальных сетях, предложите общение с друзьями в реальности: устройте домашние игры в «Мафию», «Активити», «Крокодила» или другие, которые найдут живой отклик у подрастающего поколения.

  1. Станьте Интернет-гуру для ребенка

В этом случае главную роль играет авторитет родителя. Став технологическим гением, Джобс без труда мог объяснить детям пользу и вред устройств так, чтобы его послушались.

Изучайте современные технологии, рассказывайте детям о возможностях, которые они предоставляют. Рассказывайте о положительных примерах применения Интернета: это и огромные возможности получить удаленное образование по интересующему предмету от ведущих ВУЗов мира, и изучение практически любого иностранного языка, не выходя из дома.

Станьте положительным примером «умного» использования технологий для своего ребенка, и он, сам того не осознавая, будет тянуться за вами и брать с вас пример.

  1. Придумывайте вместе с ребенком новые хобби

Все эксперты сходятся во мнении, что наличие хобби – самый «мощный» инструмент излечения от зависимости, и не только от Интернета. Если вы уже знаете интересы ребенка, предложите ему варианты офлайн-активности: будь то занятия спортом, театром или музыкой. Если ребенок ничем не интересуется, кроме Интернета, вернитесь к рекомендации номер два, а затем последуйте рекомендациям три и четыре.

  1. Объявите «День свободы от Интернета»

Наконец, заведите в семье особенные дни отдыха от технологий. Вы можете придумать семейные праздники или создать новые семейные традиции.

Дополнительно в этот день придумайте собственную игру, по правилам которой любой член семьи получает «желтую карточку», когда берет телефон или «срывается» на компьютер. Разработайте способы поощрения за технологическое воздержание. Чем интереснее и сложнее правила, тем лучше может оказаться эффект.

 

свернуть

9 золотых правил, как общаться с подростком

 Проблема, как общаться с подростком может возникнуть в любом возрасте ребенка. Кто-то переживает пубертатный период спокойно, практически незаметно для окружающих, другие же дети переносят данное время болезненно. Причем как для себя лично, так и для окружающих. В связи с этим для многих родителей актуальной становится проблема: как общаться с подростком 12, 13, 14, 15, а порой даже и 16 лет. Есть несколько достаточно простых, но действенных правил для этого!
развернуть

«9 золотых правил, как общаться с подростком».

«9 золотых правил, как общаться с подростком».

 Проблема, как общаться с подростком может возникнуть в любом возрасте ребенка. Кто-то переживает пубертатный период спокойно, практически незаметно для окружающих, другие же дети переносят данное время болезненно. Причем как для себя лично, так и для окружающих. В связи с этим для многих родителей актуальной становится проблема: как общаться с подростком 12, 13, 14, 15, а порой даже и 16 лет. Есть несколько достаточно простых, но действенных правил для этого!

 

Как правильно говорить с подростком?

Первое, что нужно понять и принять: ребенок вырос. Он уже не так явно нуждается во взрослом, как младенец, но по-прежнему созависим со старшими. Это его и напрягает. Также как и изменения в организме, естественные признаки взросления, социальные отношения с одноклассниками и масса других проблем.

Задача взрослого на данном этапе – помочь, а не усугубить.

А для этого надо понять, как правильно общаться с ребенком подростком!

Правило №1. Вспомнить о себе!

В суете детского возраста многие родители полностью отдаются жизни ребенка. Общие прогулки, общие занятия, общее время. Пора разделиться. И вспомнить о себе. Это обеспечит два приятных момента:

1.появится довольство собой – внешним видом, новыми знакомыми, хобби, увлечениями;

2.уменьшится акцентирование на ребенке – снизится частота ссор, в доме настанет более мирная и приятная атмосфера.

Дополнительный бонус: довольные и увлеченные родители – пример восхищения и подражания любого подростка!

Правило №2. Не забывайте дышать!

Если учитесь общаться с подростком, то первым делом запомните это правило. Дыхание. В начале любого разговора нужно физически глубоко вдохнуть. Обязательно.

При этом неважно, назревает ругательная беседа или лирическое общение – просто вдох. А потом диалог.

Зачем? Насыщение мозга кислородом даст заряд позитива и поможет реагировать без раздражения на разные мелочи и оговорки.

Правило №3. Принять подростка таким «какой он есть»

Принять выросшее чудо – прямая обязанность любого родителя. Любым.

Да, колючий. Да, резкий. Да, хочет дреды и татуировку. Но это его становление и развитие. И яркость жизни сейчас ощущается особенно сильно – даже без всяких сфер жизненного баланса.

Поэтому просто принимайте и поддерживайте – «и в горе, и в веселье».

Правило №4. Соглашайтесь с желаниями

Подросток хочет видеть во взрослом партнера. Который принимает, понимает и одобряет его. И главное, который всегда поможет. Это может выражаться в любых мелочах. Например, приходит ребенок домой и просит: «Мама, налей мне чаю, пожалуйста». Он может и сам, но ему важно участие мамы даже в этом мелком жизненном моменте.

Конечно, это не значит, что надо срываться и бежать к подростку по первому требованию. Но выполнять некоторые его желания можно И нужно. Приятный бонус: при наличии поддержки в мелочах, ребенок, возможно, не станет опускаться до категоричного поиска внимания. А это значит, ест шанс избежать требований «хочу пирсинг на лице», «дырку в ухе», «зеленые волосы по всему телу».

Правило №5. Любовь – простая и безоговорочная

То, что это любимый ребенок, ваш ребенок, нужно напоминать себе постоянно. Особенно, когда начинаются проблемы и подросток не хочет общаться с родителями. Общаться он не хочет не потому, что родители плохие или не нужны. Нет.

Просто в данный момент времени для него важнее другое: новый фильм, высказывание одноклассника, потребность в одиночестве или творчестве.

Почему нужно вспоминать именно о любви? Потому что любимому человеку мы готовы многое прощать – даже безделье и безынициативность. Так и тут. Просто любите, понимайте и по возможности прощайте мелкие прегрешения.

Правило №6. Рассказывайте о себе

Подростковый возраст тем и хорош, что можно обсуждать все. Своего начальника и роман подчиненных на работе. Финансовые отношения с банками и смешные события на улице. Почему это нужно делать именно взрослым? Чтобы сохранить связь с ребенком.

На ваш вопрос «как прошел день», ответ в лучшем случае будет «нормально». Потому как свое мнение на события подросток ваш уже высказал там, где хотел, и тем, кому хотел. Повторяться у него нет желания. И не ждите тут волшебного рецепта, как общаться с сыном или дочкой подростком.

Лучше расскажите про ваш день и ваши события. Это даст понять подрастающему ребенку, что в доме рады любым обсуждениям. И его услышат сразу, как он этого захочет.

Бонус: опосредовано через рассказы можно ненавязчиво формировать мнение подростка по разным темам, высказывать негативные и позитивные реакции на разные события. То есть воспитывать.

Правило №7. Осваивайте новые горизонты

Это самый классный и интересный пункт.

Суть его такова: интересы родителей ребенок изучал до своих лет 10-12. Сейчас у него формируются собственные. И само-то родителям ими заняться.

Пусть дочь или сын расскажет о тенденциях музыки и научит играть вас, родителей, на гитаре. Или увлечет хоккеем. А, может, вы вместе начнете играть в компьютерную игру.

Новая растущая и развивающаяся личность – это же так здорово! Так ищите точки соприкосновения, и в семье не будет разлада. Приятный бонус: можно открыть для себя действительно что-то классное и удивительное.

Правило №8. Тыл – это дом

Всегда. Безоговорочно.

Дома можно отдыхать, психовать, беситься, смеяться и плакать. Никто не осудит, не наругает, не накажет. Дом – это тыл, куда всегда можно прийти.

Это должен знать и понимать каждый подросток, а задача родителей поддерживать это понимание максимально возможное время.

Правило №9. Самостоятельность +

Всегда давать чуть больше самостоятельности, чем надо. Это поможет избежать насильственного расширения горизонтов и массы проблем.

Пусть мама/папа предложат сделать на лето ирокез, самостоятельно доехать до другого города к бабушке или починить сложную технику. Чем больше возможностей дается подростку, тем меньше он требует и митингует.

Как общаться с подростком? Сложно? Нет. Если делать все осознанно, вдумчиво и понимать: данный вредный и тяжелый возраст когда-нибудь закончится!

 

свернуть
поделиться в: