РУС БЕЛ ENG

Самообразование

Банк данных тем по самообразованию

банк данных тем ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

 НА 2022/2023 УЧЕБНЫЙ ГОД 

п/п

Ф.И.О.

учителя

Тема

самообразования

Сроки

работы

Примечания

Беляцкая Яна Игоревна

Совершенствование методики обучения спортивным играм (волейбол) на уроках ФКиЗд в 7 классе

 

2021-2024

 

 2

Кириллова

Мария Геннадьевна

Формирование у  учащихся языковых навыков и речевых умений посредством использования игровых приёмов на уроках немецкого языка в 3 классе

2021-2023

 

 3

Кострица

Наталья Юрьевна

Использование средств визуализации физических явлений и процессов с целью повышения степени усвоения учебного материала, изучаемого на повышенном уровне

2021-2023

 

 4

Медведский

Николай Эдуардович

Спортивные игры как средство повышения уровня физической подготовленности учащихся 10-11 классов

 

2021-2023

 

Островская

Светлана Алексеевна

 

Активные формы обучения как средство развития коммуникативных компетенций учащихся на уроках русского языка и литературного чтения

2020-2024

 

Павлюченко

Олеся Николаевна

Применение комбинированных методов и приёмов для формирования эмоциональной отзывчивости и стойкого интереса учащихся к изобразительной, художественно-творческой деятельности на уроках искусства в 5-6 классах

2021-2023

 

Плахоцкая

Татьяна Александровна

Приемы и методы активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы

2019-2022

Обобщение опыта

 

Ревель

Светлана Геравна

Развитие орфографической зоркости младших школьников через использование приемов визуализации  на уроках русского языка

2021-2024

 

 8

Ровина

Ольга Витальевна

Развитие творческих способностей учащихся посредством включения в проектную деятельность

2020-2023

 

 

 9

Рублёва Екатерина Михайловна

Использование мобильных устройств и приложений для повышения эффективности обучения английскому языку в 4 классе.

2021-2024

 

10 

Рыжикова

Мария Николаевна

Повышение эффективности учебно- познавательной деятельности обучающихся посредством визуализации учебной информации на уроках музыки

 

2021-2023

 

11 

Сорокин

Сергей Юрьевич

Особенности преподавания учебного предмета «Математика» и работы с новым учебным пособием для XI класса при освоении содержания обновленной учебной программы по предмету

 

2021-2023

 

12 

Титов

Дмитрий Михайлович

Формирование личности гражданина и защитника Родины на уроках допризывной подготовки через развитие самостоятельности и ответственности за результаты своей деятельности

2021-2023

 

13 

Титова

Галина Михайловна

Формирование метапредметных компетенций на уроках русского языка посредством использования приёмов организации групповой работы

2021-2023

 

14 

Уварова Елена Ивановна

 

 

Формирование навыков говорения учащихся 5-7 классов посредством использования методов визуализации на уроках английского языка

2021-2023

 

15 

Шишкова

Марина Алексеевна

Проблемный диалог как один из путей решения учебных задач на уроках русского языка.

2021-2025

 

17 

Яковин Александр Евгеньевич

 

 

 

Методические особенности использования средств визуализации (опорные конспекты, структурно-логические схемы, интеллект-карты) на учебном занятии по математике в 6-7 классе

2021-2023

 

 

свернуть

Информация о педагогах, которые будут обобщать педагогический опыт в 2022/2023 учебном году

 

Информация о педагогах, которые будут обобщать педагогический опыт в 2022/2023 учебном году

 

 

 

свернуть

Как обобщить педагогический опыт

 

ОБОБЩЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

 

Передовой  педагогический опыт –

это эффективный опыт, позволяющий достигать хороших результатов в учебно-воспитательной работе при сравнительно невысоких затратах сил, средств и времени.

 

Можно выделить три основных подхода к трактовке передового педагогического опыта:

  1. Образец хорошей работы.
  2. Деятельность в которую воплощены выводы научных исследований или успешное применение другого опыта технологии.
  3. Новаторство, свои педагогические находки, открытие нового педагогического знания.

Ценен «технологизированный опыт» с выявленными и научно обоснованными закономерностями, который «работает» у любого учителя. Я бы отнесла у такому уникальному опыту классно-урочную систему Я.А. Коменского. Все остальные технологии в педагогике субъективны. Одна учительница (на своём творческом отчёте «Принципы жизни системы Л.В. Занкова»)сказала: « В науке результат должен  быть повторим, иначе это не наука. В искусстве результат должен быть не повторим, иначе это не искусство».

У нас чаще всего встречается первый и второй вид ППО. Он  больше похож на методическую копилку, или картотеку педагогических находок, или статью о своём опыте работы. Это опыт субъективный, потому что при использовании его другим человеком можно не получить такого результата. Интересный, эффективный передовой педагогический опыт существует, поэтому его  обязательно нужно изучать, обобщать и распространять. Внедрение же зависит от проблем, которые возникают у педагога в ходе  учебно-воспитательного процесса.

 

Передовой педагогический опыт должен быть источником решения педагогической проблемы.

 Какие могут быть в школе насущные проблемы:

 

Þ низкое качество знаний;

Þ слабая математическая подготовка учащихся;

Þ недостаточный уровень развития речи, мышления, памяти и других психических процессов;

Þ осуществление индивидуального и дифференцированного подхода;

Þ низкий уровень воспитанности;

Þ пробелы в формировании ЗУН учащихся по различным предметам

 ( формирование орфографической зоркости, навыков устного счёта, обучение написанию сочинений, обучение приёмам пересказа, научного текста и др.)

Если есть  затруднения, учитель его разрешает, создаёт опыт, получает результат. Положительный результат фиксируется, о нём можно рассказать другим.

Передовой педагогический опыт изучают, обобщают, распространяют. Можно выделить критерии обобщения педагогического опыта:

  • Высокая результативность в формировании знаний, умений, навыков, уровня воспитанности, в развитии учащихся;
  • Творческая новизна опыта, новаторские начинания педагога;
  • Длительность функционирования опыта (развивая и совершенствуя систему работы, педагог добивается стабильных высоких результатов);
  • Актуальность темы опыта, перспективность.
  • Научная обоснованность; научные закономерности, принципы, лежащие в основе опыта;
  • Рациональный расход времени на достижение высоких результатов с помощью оригинальных методик;

 

 

 

 

 

 

 

Как работать по обобщению передового опыта?

 

  1. Сначала его нужно найти и запланировать:

Þ найти можно в ходе тематического внутришкольного контроля при посещении уроков по определённой теме;

Þ найти можно при анализе итогов учебного года - увидели позитивные, стабильные результаты у учителя, значит, есть  у него своя система , можно её оформлять как опыт;

Þ увидеть опыт можно в ходе аттестации учителя, особенно на первую и высшую квалификационные категории;

Þ запланировать из проблемы класса, выявленной на диагностической основе;

Þ сформулировать вместе су учителем тему;

Þ запланировать самому учителю как тему по самообразованию, актуальную для педагога и современного образования на данном этапе работы.

  1. Изучается опыт с помощью следующих методов:

Þ анкетирование, опрос, наблюдение, собеседование;

Þ посещение уроков, внеклассных мероприятий, их анализа;

Þ изучение УМК учителя;

Þ изучение его рабочей документации (планов);

Þ проведение контрольных работ, творческих работ, подтверждающих эффективность опыта.

  1. Обобщение:

Þ статья о своём опыте  работе (сборник статей);

Þ подготовка открытого урока с подробным самоанализом;

Þ подготовка творческого отчёта: открытый урок или фрагмент, сообщение о своём опыте, методическая выставка учителя, проведение мастер-класса;

Þ проблемный «круглый стол» по теме опыта или пресс-конференция;

Þ школьный методический альбом;

  1. Распространение опыта:

Þ педагогический совет;

Þ заседание методического объединения;

Þ творческий отчёт;

Þ различные конкурсы педагогического мастерства (учитель года, урок года, конкурсы методических разработок и др.);

Þ научно-практическая конференции;

Þ наставничество;

Þ публикации в методических журналах;

Þ мастер-классы;

Þ семинары;

Þ окна опыта (постоянно действующие меняющиеся материалы методических находок учителей).

 

 

Что может быть опытом?

 

Þ алгоритмы учебных действий по предмету;

Þ технология урока или элементы технологии;

Þ авторская программа (учебного курса, воспитательная);

Þ система методических приёмов (например, набор упражнений для усиления математической подготовки учащихся и др.);

Þ эффективные средства обучения (пособия, карточки, тренажёры);

Þ реализация принципов обучения (креативности, комфортности, вариативности и др.);

Þ эффективная система оценки знаний и др.

 

 

Оформление опыта оценки учителей:

 

Þ методическая копилка (постоянно действующая рубрика «Методического уголка», куда помещаются статьи педагогов о своих методических приемах. Материал постепенно оформляется в альбом);

Þ вести с уроков учителей (постоянно действующая рубрика «Методического уголка», куда завуч помещает отзывы о посещаемых уроках. Материал постепенно оформляется в альбом);

Þ методический альбомы (оформляются по итогам  работы по единым методическим темам, например: «Развитие  личности младшего школьника», «Личностно ориентированное образование». Помещаются доклады и статьи педагогов, выступающих на научно-практических конференциях, семинарах, методических объединениях);

Þ карточки ППО,

 

свернуть

Рекомендации по обобщению педагогического опыта

Рекомендации по обобщению педагогического опыта

 

Передовой педагогический опыт – это опыт, который отличается от массового положительного высокой результативностью и оптимальностью, т.е. достижением высоких результатов с приложением минимальных усилий педагога и учащихся.

Основными критериями педагогического опыта являются:

  • высокая эффективность и устойчивость результатов;
  • соответствие современным достижениям педагогики и методики;
  • возможность творческого применения данного опыта другими педагогами.

Обобщению опыта может подлежать:

  • целостная система педагогической деятельности (в течение длительного периода);
  • система работы педагога по какой-либо одной проблеме;
  • использование одного эффективного приёма в методике преподавания предмета;
  • опыт освоения новых или классических, адаптированных к современным условиям технологий.

Формула обобщения

 

Цель (для чего?)содержание (что?) – методы, средства (как?)результат (какой?)

 

Алгоритм описания опыта работы

 

  1. Определить содержание документа:

а) тема;

б) актуальность и перспективность опыта;

в) ведущая педагогическая идея;

г) адресная направленность, условия возникновения и становления опыта;

д) новизна данного опыта;

е) технология использования;

ж) трудоемкость внедрения и использования;

з) результативность.

  1. Вычленить противоречия, которые побудили учителя к поиску иных подходов к обучению и воспитанию. Имеющиеся противоречия становятся фактором определения путей преобразования педагогического опыта через постановку задач и их разрешение.
  2. Научно-методическое обоснование. Необходимо отразить, на какие научные или практические изыскания опирается учитель. Представляя авторские программы, необходимо указать, на работы каких авторов педагог опирался при их создании, каким образом они соответствуют требованиям государственной нормативной и регламентирующей базе.
  3. Определить и сформулировать сущность опыта, его ведущую идею. Выделить из ведущей проблемы составные части и выстроить их в иерархической последовательности.
  4. Описание сущности педагогического опыта, отличия от уже существующих, новизна, факторы успешности, содержащиеся в представляемом опыте.
  • Название фактора успешности.
  • Цель, с которой он применяется.
  • Структура опыта (состав, последовательность операций).
  • Элементы и условия эффективности получения высокого результата.
  • Итоговый результат.
  1. Условия, при которых создавался опыт
    • Прописать личностные и профессиональные качества педагога.
    • Определить возрастные и личностные особенности учащихся, уровень их обученности.
    • Определить, как обеспечивается формирование познавательных действий всех учащихся с заданными конечными результатами.
    • Указать какие учебно-методические комплексы и методические пособия использует педагог.
    • Выявить длительность функционирования опыта и динамику его становления и развития.
  1. Результативность

Определить возможность получения стабильно высоких результатов (качество знаний учащихся, уровень их воспитанности и интеллектуального развития). Результат не может отражаться отрицательно на решении других задач. Опыт не статичен и имеет перспективу развития.

8.Трудоемкость опыта

Временные и интеллектуальные затраты всех участников учебно-воспитательного процесса.

  1. Доступность опыта

Возможность использования в других учреждениях образования.

Опыт может быть обобщен в форме описания или информационно-педагогических модулей.

 

Алгоритм обобщения опыта в форме описания

 

  1. Обоснование актуальности данного опыта (формулируется основная идея опыта).
  2. Реферативный обзор научной и методической литературы, а также существующей практики по теме опыта.
  3. Описание собственного опыта работы, т.е. сущность опыта, условия его использования, результативность. Отразить факторы успешности представленного опыта в следующем порядке:
    • название фактора успешности (что?);
    • с какой целью вы его применяете и в какой последовательности (для чего?);
    • что дает применение этого фактора (результат);
    • за счет чего вы получаете высокие результаты? (условия эффективности).
  1. Приложение. Прилагается рабочий иллюстративный материал, подтверждающий аналитическое описание опыта (таблицы, схемы, алгоритм, модули).

Алгоритм обобщения опыта, выполненного в форме информационно-педагогических модулей

 

  1. Выделить, что в собственном опыте составляет его сущность, в каком соотношении находятся нововведения и сложившиеся традиционные формы, методы, приёмы и т.д. Примерное оглавление описания опыта составит список названий предполагаемых информационно-педагогических модулей.
  2. Построить логическую последовательность описания педагогического опыта от общего к частному.
  3. Составить текст каждого информационно-педагогического модуля, отредактировать их названия в полном соответствии с содержанием каждого, а также с точки зрения минимизации текста.
  4. Сделать приложения к описанию опыта. Это могут быть методические разработки, описание алгоритмов учебной деятельности учащихся или поэтапных действий учителя, структурно-логические схемы, таблицы, технологические карты и т.д.

Литература

  1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М., 1982.
  2. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. – М., 1986.
  3. Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. – М., 1996.
  4. Звягинский В.И. Педагогическое творчество учителя. – М: Педагогика, 1987.
  5. Конаржевский Ю.А. Система. Урок. Анализ. – Псков: ПОИПКРО, 1996.
  6. Конаржевский Ю.А. Технология педагогического анализа УВП. Для директоров и заместителей директоров школ. Ч.1. – М.: Педагогический центр, 1997.
  7. Терегулов Ф.Ш. Передовой педагогический опыт: теория распознавания, изучения, обобщения, распространения и внедрения. – М.: Педагогика,1992.

Требования к оформлению

титульного листа

материалов по обобщению опыта

 

  • Комитет по образованию
  • Управление образования

администрации _________ района

  • Учреждение образования
  • Фамилия, имя, отчество педагога
  • Занимаемая должность
  • Тема опыта

 

Размер, цвет шрифта и наличие фотографий определяет конкурсант

 

 

Образец

 

Комитет по образованию Мингорисполкома

 

Управление образования администрации ______ района

 

 

 

 

 

 

 

Тема

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: фамилия, имя, отчество

учреждение образования,

занимаемая должность

 

 

 

 

Минск

2006

свернуть

План самообразования для педагогов, работающих в режиме функционирования (молодые, малоопытные, «формирующиеся» педагоги)

 

План самообразования

для педагогов, работающих в режиме функционирования (молодые, малоопытные, «формирующиеся» педагоги)

 

  1. Тема самообразования

 

  1. Цель и задачи личностно-профессионального саморазвития.

 

  1. Разделы плана:
  • задачи деятельности по каждому направлению;
  • содержание деятельности;
  • сроки реализации запланированного;
  • форма представления результатов работы;
  • итоги работы по каждому из направлений (где, кем, когда заслушиваются);
  • пути дальнейшей работы по направлениям.

 

  1. Направления деятельности:
  • изучение литературы по теме самообразования;
  • ознакомление и изучение опыта работы коллег по данной теме;
  • проектирование педагогом деятельности по избранной теме самообразования;
  • разработка программно-методического, учебно-дидактического обеспечения образовательного процесса с учетом избранной темы;
  • формирование авторской дидактической системы;
  • проведение открытых учебных занятий, внеклассных мероприятий;
  • самоанализ проведенной работы и ее результатов.
свернуть

Программа самообразования для творчески работающих педагогов

 

Программа самообразования

для творчески работающих педагогов

  1. Тема самообразования.

 

  1. Цели и задачи самообразования.

 

  1. Содержание работы.

 

  1. Формы работы (приглашение в творческую лабораторию, разработка программы исследования, открытое учебное занятие, семинар, защита проекта, научно-практическая конференция, презентация и т.д.).

 

  1. Методы работы (моделирование, анализ документов, изучение продуктов творчества, интервью, опрос, эксперимент и др.).

 

  1. Этапы работы:
  • диагностический (анализ затруднений, выявление существующих противоречий, изучение литературы и имеющегося опыта по изучаемой проблеме);
  • прогностический (определение целей и задач исследования, формулировка гипотезы, прогнозирование результатов);
  • организационный (составление программы исследования, продумывание методического сопровождения, подготовка базы для исследования, в том числе и материальной);
  • практический (проведение констатирующих «срезов», реализация авторской технологии, методики, системы, отслеживание процесса, промежуточных результатов, корректировка хода работы);
  • обобщающий (обработка полученных данных, соотнесение результатов с поставленными целями, анализ полученных результатов, корректировка гипотезы, описание и оформление результатов исследования);
  • подведение итогов (доклад, презентация, выставка, мастер-класс, публикация, издание пособия и др.);
  • этап распространения результатов исследования (мастер-класс, творческая лаборатория, педагогическая мастерская, выступление на научно-практической конференции, проведение учебных занятий для слушателей повышения квалификации и др.).
свернуть

Положение о самообразовании учителей

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о самообразовании учителей

государственного учреждения образования

«Средняя школа №15 г.Барани»

 

Настоящее Положение определяет условия, порядок организации самообразовательной деятельности, формы представления наработанного материала, подведения итогов.

 

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение разработано на основании Кодекса Республики Беларусь об образовании, должностных обязанностей учителя (Выпуск 28 Единого квалификационного справочника должностей служащих «Должности служащих, занятых в образовании», утвержденном постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 июля 2020 г. № 69).

1.2. Настоящее Положение регулирует самообразовательную деятельность педагогов, которая является одной из основных форм работы по повышению квалификации.

 

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

2.1. Цель – повышение качества образовательного процесса на основе  развития профессиональных компетенций учителя средствами самообразовательной деятельности.

2.2. Задачи:

  • совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;
  • овладение новыми формами, методами и приёмами обучения и воспитания учащихся;
  • изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий;
  • создание профессиональной среды для реализации основных направлений развития учреждения;
  • развитие творческой инициативы учителей;
  • создание банка методических находок;
  • выявление эффективного педагогического опыта творчески работающих учителей.

 

 

  1. ПОРЯДОК РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ

3.1. Тема самообразования определяется исходя из:

  • проблем и задач, над решением которых работает учреждение;
  • индивидуальных затруднений и интересов учителя.

3.2. Учителю предоставляется право выбора темы самообразования.

  • При выборе темы необходимо учитывать актуальность и важность темы, ее научно-теоретическое и практическое значение, степень освещенности данного вопроса в литературе, взаимосвязь выбранной темы с единой методической темой учреждения и методического объединения.
  • При выборе темы по самообразованию педагоги, участвующие в реализации инновационного проекта, руководствуются темой исследования в рамках проекта, ведут самообразовательную деятельность по одной теме на протяжении всего периода реализации инновационного проекта.
  • Заявленные темы должны быть согласованы с заместителем директора.
  • Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от 1-го года до 3-х лет. Учителя I ступени общего среднего образования имеют право работать по теме самообразования в течение 4-х лет.
  • Каждый педагог самостоятельно определяет порядок работы над темой по самообразованию.
  • Заместитель директора по учебной работе совместно с руководителем школьного методического объединения ведёт учёт тем самообразования, курирует деятельность педагогов по их реализации, консультирует, оказывает необходимую методическую помощь. 
  • В процессе работы над темой самообразования и по её завершении педагог представляет наработанный материал.
  • Формы представления наработанного материала:
  • выступления (отчет) на заседании методического объединения, педсовета;
  • теоретический, методический и практический семинар;
  • практикум;
  • тренинг;
  • мастер-класс;
  • открытый урок.
  • доклад;
  • реферат;
  • статьи в журнале;
  • дидактический материал;
  • методическое пособие;
  • научно-методическая разработка.
    • Результаты самообразовательной работы оформляются согласно принятым требованиям и хранятся в учебных кабинетах, являются доступными для использования другими педагогами. 

 

4.ФОРМА ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ

4.1. Подведение итогов самообразовательной деятельности осуществляется ежегодно на заседаниях методических объединений.

4.3. Наиболее значимый опыт работы педагога над темой самообразования может быть рекомендован к публикации в периодической печати, обобщению и распространению на различных уровнях.

 

свернуть
поделиться в: