Эффективным инструментом противодействия борьбы с коррупцией будет являться соблюдение прав человека. Основной целью ООН (согласно статье 1 Устава) является поддержание международного мира и безопасности, принятие эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру; принятие мер для укрепления всеобщего мира; поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.
По инициативе ООН 9 декабря отмечается «Международный день борьбы с коррупцией». В этот день в 2003 году в мексиканском городе Мерида на политической конференции была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной ассамблеей 31 октября 2003 года. Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Согласно одному из положений конвенции, необходимо возвращать средства в ту страну, откуда они поступили в результате коррупции. Конвенция - первый документ такого рода. Он особенно важен для стран, где коррумпированность всех структур наносит ущерб национальному благосостоянию. 28 апреля 2004 года в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке состоялась церемония подписания Республикой Беларусь Конвенции ООН против коррупции. Подписал конвенцию чрезвычайный и полномочный посол Республики Беларусь в США Михаил Хвостов.
Беларусь стала 107 государством, поставившим свою подпись под первым правовым документом ООН, имеющим целью укрепить международную борьбу с коррупцией.
Конвенция против коррупции является универсальным международно-правовым актом. Конвенция содержит перечень мер и правил, которые могут применяться всеми странами для укрепления государственного регулирования в области борьбы с коррупцией, положения по предупреждению коррупции и международному сотрудничеству в этой сфере.
Коррупция является сложным многоаспектным явлением. Несмотря на очевидную противозаконность, коррупция - это не просто преступление, это антисоциальное явление подобное безработице, наркомании, проституции. Она влияет не только на искажение межличностных отношений отдельных граждан, но и ведет к разрушению общества в целом. Наличие коррупции в той или иной сфере общественной жизни, является признаком ее системного кризиса.
Что же такое коррупция, откуда появилось это пагубное явление?
Коррупция – сложный социальный феномен. Его исторические корни уходят в глубокую древность и связаны с обычаем делать подарки вождям или жрецам, чтобы добиться их расположения и впоследствии поддержки в решении возникающих проблем в своих корыстных интересах. первоначально коррупция была больше нравственной проблемой, с развитием обществ коррупцию стали рассматривать как разложение власти.
Коррупция активно процветает, когда государство испытывает серьезные трудности в развитии либо находится в стадии модернизации и переходит к новым способам управления экономикой и другими важнейшими сферами жизнедеятельности.
Коррупция – глобальная проблема. Во второй половине XX века коррупция становиться международной проблемой.
Как показывает реальность, сегодня все страны СНГ в
значительной степени поражены коррупцией.
Коррупционные правонарушения наносят колоссальный материальный ущерб. Ежегодно в мире на взятки тратится 1 трлн. долларов США. Эти данные приведены в прошлогоднем исследовании ООН, подготовленном к Международному дню борьбы с коррупцией. В результате коррупции государства недополучают ежегодно 2,6 трлн. долларов США – сумму, эквивалентную 5% мирового ВВП. В развивающихся странах потери, связанные с коррупцией, превосходят в 10 раз суммы, выделяющиеся в качестве официальной помощи. В Европейской комиссии ЕС утверждают, что коррупция каждый год приносит ущерб евроэкономике в размере 120 млрд. евро. А по оценкам Европейского бюро по борьбе с мошенничеством, страны Европейского союза ежегодно теряют от коррупции 323 млрд. евро.
В Беларуси созданы и на практике реализованы механизмы государственной антикоррупционной политики, доказавшие свою эффективность.
Этот вопрос находится под постоянным личным контролем Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко. Глава государства в своем выступлении на торжественном мероприятии, посвященном 100-летию органов государственной безопасности, отметил: «В последние годы общими усилиями компетентных служб коррупцию удалось обуздать (в Беларуси удельный вес выявленных преступлений коррупционной направленности в структуре всей преступности ежегодно составляет не более 2–3%). Однако о ликвидации негативных явлений еще говорить не приходится. Взяточничество, хищения, теневая коммерция и прочие нарушения закона подобного рода по-прежнему представляют собой огромную опасность для нашей страны».
В белорусском законодательстве коррупция определена как умышленное использование служебного положения в целях противоправного получения имущества или другой выгоды, а также подкуп должностного или приравненного к нему лица.
Формами проявления коррупции являются
взяточничество; вымогательство; протекционизм; лоббизм; незаконное распределение общественных ресурсов; незаконная приватизация; необоснованное предоставление льготных кредитов и заказов; незаконное финансирование политических партий и общественных организаций, др.
Система организации борьбы с коррупцией включает:
антикоррупционную нормативно правовую базу и механизм ее выполнения; разграничение функций госорганов, зон ответственности и организация их взаимодействия по противодействию коррупции;
деятельность специальных подразделений по борьбе с коррупцией;
образование на различных уровнях комиссий, координационных советов и совещаний по борьбе с преступностью и коррупцией; специальных информационно- аналитических и криминалистических центров;
научное сопровождение деятельности государственных органов по борьбе с коррупцией;
использование государственных СМИ, активное вовлечение граждан, общественных организаций и трудовых коллективов в деятельность по противодействию коррупции.
В Беларуси создана эффективная законодательная база по борьбе с коррупцией во всех сферах жизнедеятельности общества.
Правовые основы антикоррупционной деятельности в нашей стране содержатся в Конституции Республики Беларусь, регламентирующей наиболее важные общественные отношения.
Кроме того, наша страна является активной участницей ряда конвенций ООН и Совета Европы в области борьбы с коррупцией и организованной преступностью. Выполняя соответствующие международные обязательства, Республика Беларусь в рамках своей правовой системы последовательно принимает законодательные, административные и иные антикоррупционные меры.
На реализацию норм Конституции и международно-правовых актов направлен Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 года № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон о борьбе с коррупцией).
В Законе о борьбе с коррупцией:
установлены антикоррупционные ограничения и запреты для государственных должностных и приравненных к ним лиц;
регламентирован порядок урегулирования конфликта интересов;
содержится правовое регулирование декларирования доходов и имущества, устранения последствий коррупционных правонарушений, осуществления контроля (в том числе общественного) и надзора за деятельностью по борьбе с коррупцией.
Ответственность за правонарушения, создающие условия для коррупции, и коррупционные правонарушения устанавливается Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП), Уголовным кодексом Республики Беларусь (далее – УК) и иными актами законодательства.
Антикоррупционное законодательство Республики Беларусь состоит также из иных нормативных правовых актов, направленных на пресечение, профилактику, предупреждение коррупции и борьбу с ней.
Статья 4 Закона «О борьбе с коррупцией» гласит: борьба с коррупцией основывается на принципах законности, справедливости, равенства перед законом, гласности, неотвратимости ответственности, личной виновной ответственности и гуманизма. С целью обеспечения сосредоточения усилий в право-предупредительной работе по предотвращению коррупционных действий в Законе (статья 21) определен конкретный перечень коррупционных правонарушений.
К ним относятся:
1. Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ст. 210 УК).
2. Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ч. 3 ст. 228 УК).
3. Легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ч. 2 и ч. 3 ст. 235 УК).
4. Финансирование террористической деятельности, совершенное должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ч. 2 ст. 290 УК).
5. Злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч. 3 ст. 424 УК).
6. Бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч. 3 ст. 425 УК).
7. Превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и ч. 3 ст. 426 УК).
8. Служебный подлог (ст. 427 УК).
9. Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст.429 УК).
10. Получение взятки (ст. 430 УК).
11. Дача взятки (ст. 431 УК).
12. Посредничество во взятке (ст.432 УК).
13. Получение незаконного вознаграждения работниками государственного органа либо иной государственной организации (ст. 433).
14. Злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 455 УК).
В Беларуси продолжается совершенствование актов законодательства, которые регулируют общественные отношения, наиболее подверженные коррупции.
Существенной корректировке подвергнут порядок осуществления административных процедур и государственных закупок, лицензирования, предоставления земельных участков.
Цель принятых в 2017 году документов – улучшение бизнес-климата, совершенствование регулирования контрольной (надзорной) деятельности, содействие торговле и бытовому обслуживанию, расширение самозанятости населения.
Например, с 1 января 2018 г. одним из изменений стал переход от системы плановых проверок к выборочным, назначение которых осуществляется с учетом критериев оценки степени риска совершения правонарушений и при наличии на это оснований. Исключена возможность вынесения предписания о приостановлении деятельности проверяемого субъекта. Установлена административная ответственность контролеров за совершение грубых нарушений при проведении проверок.
Ключевым документом в этой сфере стал Декрет Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства». Декрет минимизирует вмешательство должностных лиц в работу субъектов хозяйствования и усиливает механизмы саморегулирования бизнеса, его ответственность за свою работу перед обществом. Этим документом введен уведомительный порядок для ряда видов деятельности, систематизированы требования к безопасности, установлен мораторий на повышение налоговых ставок и введение новых налогов, сборов, пошлин и др.
Для практической реализации Декрета № 7 предстоит большая работа – необходимо внести изменения в более чем 6 кодексов, 21 закон, 13 указов, отраслевые и локальные документы.
Коррупция считается важной общественно-политической проблемой, снижающей темпы экономического роста. Преступления, совершаемые должностными лицами, и особенно с коррупционной направленностью, причиняют существенный вред авторитету государственной власти, препятствуют нормальному функционированию органов государственной власти и управления, а также аппарата управления иных органов и организаций независимо от форм собственности, подрывают доверие граждан к властным структурам.
Можно долго спорить какая из сфер жизни государства является главной.
Бесконечно рассуждать о степени важности экономики и политики. Дискутировать о том, что безопасность, промышленность, здравоохранение являются основами общественной жизни. Однако не стоит забывать о том, что политиками, экономистами, военными, инженерами люди не рождаются. Профессиональные навыки приобретаются лишь в процессе обучения. Формирование личности происходит в стенах учебных заведений. Именно образование является фундаментом для построения успешного государства. В настоящее время перед нашим образованием стоит обширный круг проблем, требующих незамедлительного решения. Одна из них –
проникновение коррупции в сферу образования. По определению Международного института планирования образования ЮНЕСКО, «Коррупция в образовании — это использование служебного положения для получения личной выгоды, что существенно влияет на возможности доступа к образованию, его качество и справедливость».
Что является основными причинами коррупции в образовании?
- Низкая оплата труда в образовании. Она составляет 62,8% к
уровню зарплаты в обрабатывающих производствах (в октябре 2018 г.).
- Сложились и увеличивались «ножницы» между уровнем подготовки учащихся в школах и требованиями при поступлении в вузы.
В течение 15 лет большой % абитуриентов, готовящихся поступать в престижные и элитные вузы, занимались сверх школьной программы с целью сдачи вступительных экзаменов. Причем наиболее распространенным способом подготовки является посещение платных курсов при вузах и занятия с платными репетиторами из вузов. С учетом, что в нашей стране законодательно гарантируется бесплатность образования, обществом такая ситуация воспринимается как скрытая, практически «узаконенная» коррупция.
- Недофинансирование системы образования в течение длительного
времени привело к расслоению образовательных учреждений на элитные и обычные, так называемые «массовые». Дефицит качественных образовательных услуг создает благоприятную почву для коррупции. Стремление обеспечить более комфортные условия обучения и воспитания, сделать образовательную организацию более конкурентноспособной заставляет администрацию учреждения образования изыскивать дополнительные материальные ресурсы. При этом легче всего использовать пути наименьшего сопротивления – организовать сборы средств родителей и обучающихся в фонд УО: т.н. вступительные взносы при поступлении в УО, принуждение к благотворительности, сборы на ремонт, на приобретение мебели и т.д. Как правило, деньги собираются налом, а наличие «живых» денег обычно чревато соблазнами. При этом формально такие поборы считаются инициативой самих учеников и их родителей.
- Использование коррупционной составляющей действующего законодательства об образовании.
Законодательством не запрещается привлечение для целей образования на добровольной основе спонсорской помощи, средств родителей, организаций, предприятий. Администрация УО использует данный факт будто бы для добровольных взносов, которые фактически являются обязательными. Обычно сборы осуществляются по классам классными руководителями, по группам – воспитателем, и т.д., сдаются иногда директоруУО или другим лицам, могут храниться наличкой в сейфе директора, не приходуются, квитанции родителям (обучающимся) не выдаются, отчет об их расходовании до сведения родителей и обучающихся не доводится. Установить, было ли присвоение или нет, как правило, не представляется возможным.
· Перенесение рыночных отношений в образовательную среду
Постановка перед учреждениями образования задачи обеспечить выполнение работ и услуг переносит образовательный процесс в сферу производственных отношений. В бизнесе главное – прибыль. А тут, как говорится, все средства хороши, в т.ч. и коррупция. Зарабатывать на платных услугах многие УО еще не готовы.
Наиболее распространенными формами коррупции в системе образования являются:
- Взятка (за прием в УО, за экзамен, и т.д.)
- Растрата, хищение (относится преимущественно к руководителям)
- Мошенничество (подделка документов, сбор денег якобы на нужды учреждения, а фактически для собственных нужд)
- Вымогательство (за прием в УО, за экзамен, за оценки и т.д.)
- Фаворитизм - в государственной и общественной жизни страстное покровительство любимцам (фаворитам), их выделение среди других, несмотря на то, что они не обладают ни способностями, ни знаниями.
К примеру, в школе могут сложиться следующие формы коррупционных схем:
- Вступительные взносы при поступлении ребенка в школу под видом благотворительности в форме финансового взноса конкретной суммы.;
- Единовременный взнос на приобретение чего-либо, на подготовку школы к началу учебного года и т.д.;
- Систематические (ежемесячные) сборы установленной суммы в фонд школы: на оплату интернета, сайта, на приобретение канцтоваров, текущие расходы и др. услуги;
Ø Инициативы родителей (предложение отдельной группы родителей по сбору денег на подарок учителю, директору, школе, на шторы, на установку пластиковых окон и т.д., и возведение его в ранг добровольно-обязательного);
Репетиторство с учеником данной школы;
Ø Вознаграждение учителю за содействие по зачислению ребенка в престижный класс, группу, факультатив и др.;
Ø Благодарность родителей за более высокие оценки, исправление оценок при выпуске из школы и др.;
Ø Общественные фонды, созданные, как правило, по инициативе директора школы для формализации распределения родительских и спонсорских средств. Как правило, приоритеты в распределении средств фонда отдаются предложениям директора школы.
Коррупционные правонарушения в УО возможны:
- при взаимодействии «учитель-ученик» в процессе образовательных отношений;
- при взаимодействии «учитель-родитель» в процессе образовательных отношений;
- при реализации Закона Республики Беларусь от13 июля 2012 г. № 419-З
«О государственных закупках товаров (работ, услуг)».
В перечень должностей, связанных с высоким коррупционным риском в учреждении образования, можно зачислить следующие категории работников:
Ø директор;
Ø заместитель директора по УР, УВР;
Ø заместитель директора по ВР;
Ø завхоз;
Ø педагогические работники.
Если есть коррупционные риски, значит их необходимо предупреждать. Каким образом? К основным способам предупреждения коррупции можно отнести:
меры неправового характера (повышение заработной платы работникам образования и общее увеличение финансирования учреждений образования);
детальная регламентация процедур оказания услуг в сфере образования;
ответственность в случаях хищения бюджетных средств, их нецелевого использования;
повышение прозрачности системы образования;
закрепление более четких критериев оценки качества образования;
размещение на сайтах учреждений образования информации о платных и бесплатных услугах.
Да, коррупция существует в системе образовательных отношений, коррупционные риски проявляются на всех уровнях системы образования от дошкольного до высшего образования.
Это, возможно, прежде всего:
1) в ходе приема учащихся в учреждение образования;
2) в ходе оказания дополнительных платных услуг;
3) в оказании репетиторства.
Реже: 4) в ходе приема зачетов и экзаменов;
5) на этапе выпуска из учреждения образования.
Сегодня существует коррупция «из-за оценок». В ходе осуществления образовательного процесса важным является получить хорошую оценку, а не знание. При борьбе с коррупцией нужно устранить причину. С одной стороны, если платят за оценки, возможно, их сложно получить. С другой стороны, в обществе устоялся стереотип, что «хорошая учеба» - это хорошая оценка. Думается, знания могли бы оцениваться и другими параметрами.
В большинстве стран мира (например, Скандинавских) оценки отменены до 7 класса, мотивацией хорошо учиться выступают новые предметы, проекты, что является мерой по борьбе с коррупцией. В Республике Беларусь к борьбе по снижению коррупционных рисков можно отнести и письмо Министерства образования (2015 года), поступившее в управления образования облисполкомов, комитет по образованию Мингорисполкома, где особо подчеркивается недопустимость выполнения функций попечительского совета членами родительского комитета.
В настоящее время завершается разработка проектов нормативных правовых актов, которые предусматривают увеличение гибкости и мобильности образовательного процесса (вводятся примерный учебный план, профилизация). В качестве одного из примеров можно привести следующее. В настоящее время в БГУ и других вузах существует право студентов на выбор дисциплины по специализированным модулям.
Да, снизить коррупционные риски в системе образования можно. Прежде всего, нужно сконцентрироваться на следующих вопросах: чему учить, кто будет учить, как учить, зачем учить, как этим управлять, как финансировать, на какой рассчитывать результат.
Важной проблемой выступает и тот факт, когда руководство предприятия, организации за коррупционные действия порой предпочитает просто уволить сотрудника, берущего взятки, не обращаясь в правоохранительные органы, что не всегда верно.
Государство через средства массовой информации уделяет должное внимание коррупции и другим аморальным действиям в образовательном процессе. Видится необходимым предусмотреть в Кодексе об образовании норму статьи (статьей), посвященных этике преподавателей. Есть мнение, что необходимо также ввести для студентов, обучающихся на педагогических специальностях, давать клятву (аналогичную клятве Гиппократа). Такая мера целесообразна, потому как образование также как и здравоохранение является основами формирования и развития общества, здорового развития нации.
Таким образом, эффективным противодействием борьбы с коррупцией являются выше названные предложения, касающиеся соблюдения прав человека.
Хотелось бы сегодня напомнить об ответственности работников за несоблюдение требований антикоррупционной политики:
- работники учреждения образования несут уголовную, административную и дисциплинарную ответственность за несоблюдение антикоррупционного законодательства в соответствии с законодательством Республики Беларусь
- наниматель вправе применить к работнику меры дисциплинарного взыскания, включая увольнение, при наличии оснований, предусмотренных ТК РБ, за совершения неправомерных действий, повлекших неисполнение возложенных на него трудовых обязанностей:
1. как допустившего однократно грубое нарушение трудовых обязанностей (относится к руководителям обособленного подразделения и их заместителям) – ч.1 ст.47 ТК РБ.
2. как совершившим аморальный проступок, несовместимый с продолжением выполнения своих трудовых обязанностей – ч.3 ст.47 ТК РБ;
3. после вступления в законную силу приговора суда, которым работник осужден к наказанию, исключающему продолжение работы – ч.5 ст.44 ТК РБ.
С 1 января 2009 года решение о смягчении наказания в отношении осужденных за коррупционные преступления должностных лиц принимает лично Президент Республики Беларусь.
В то же время обращаю Ваше внимание на то, что законодательством предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность за клевету, а так же заведомо ложный донос о совершении преступления или клевету.
С целью оказания противодействия коррупции в системе образования необходимо проводить определенную профилактическую работу в учреждениях образования.
1. Достаточное финансовое обеспечение образования. В последнее время в этом направлении делаются определенные шаги как на уровне республиканских, так и региональных органов власти. В учреждения поступает новое оборудование, особенно цифровые средства обучения, повышается зарплата педработников и т.д. Конечно, желательно иметь большую поддержку. Но и на эти средства жить можно. Главное – надо научиться жить по средствам. Хочешь жить лучше – зарабатывай, благо законодательство предоставляет такую возможность. В таком случае не потребуется облагать родителей данью и меньше соблазнов. В этих условиях задача директора учреждения образования – быть эффективным менеджером.
2. Обеспечение достойной зарплаты педагогу не за счет интенсификации труда (увеличения учебной нагрузки), а за качество работы. Действующая система оплаты труда в настоящее время позволяет реализовывать этот принцип, надо только умело им пользоваться
3. Достижение каждым учреждением образования высокого уровня реализации государственных образовательных стандартов (при наличии соответствующей материальной базы и кадров). В этом случае каждая школа дает выпускнику качественное образование в объеме стандарта и тем самым обеспечивается его равнодоступность. Т.е. родителю не надо будет предлагать взятку при выборе школы - любая школа дает качественное образование. Всё остальное, сверх стандарта, обеспечивается по желанию родителя за счет дополнительных образовательных услуг, в т.ч. и платных.
4. Помощь родителей школе должна осуществляться только на добровольной основе в строгом соответствии с действующим законодательством: через банковские счета, добровольные пожертвования, дарение, благотворительные взносы с оформлением соответствующих документов. При этом обеспечиваются подотчетность, контроль дарителя, возможность влияния на учреждение образования.
5. Усиление контроля администрации за объективностью оценки знаний обучающихся
6. Четкое разграничение платных и бесплатных услуг. Информирование об этом родителей и обучающихся через информационные стенды, сайт учреждения образования.
7.Усиление роли общественного управления учреждения образования: управляющих, наблюдательных советов, родительских комитетов, поставив под их контроль финансовые потоки в учреждении. Потребовать от УО предоставления ежегодного публичного финансового отчета перед участниками образовательного процесса, в т.ч. на сайте УО.
Известный английский философ-материалист Томас Гоббс в своей работе «Левиафане»)говорил: «Коррупция – есть корень, из которого вытекает во все времена и при всяких соблазнах презрение ко всем законам». Если мы не будем об этом помнить, мы уничтожим свое общество.