Рекомендации педагогам в конфликтных ситуациях
20.10.2022Рекомендации педагогам в конфликтных ситуациях
В перечень конфликтогенных ситуаций следует включить:
- ситуации вольно или невольно задевающие самолюбие;
- ситуации пусть даже некоторого равнодушия со стороны окружающих людей, а тем более сознательного игнорирования личности подростка;
- ситуации критики достижений подростка, его таланта или способностей;
- ситуации, когда подросток вынужден оставаться в одиночестве или ограничить круг своего общения, поклонников;
- ситуации, когда невозможно проявить себя в полной мере;
- ситуации, когда подросток попадает в нелепое или смешное положение;
- ситуации, когда нет ни одного яркого события и, главное, возможности проявить свои способности;
- ситуации, когда приходится находиться в постоянном психическом или физическом напряжении.
- Основная цель психологической помощи – постепенно преодолеть стремление быть в центре внимания окружающих.
- Необходимо выработать представление о "демонстративности" своего поведения как доминирующей черте характера, а также умение распознавать ее у окружающих.
- Необходимо, используя недерективное взаимодействие, постепенно учить подростка осмысливать свои мотивы, искать пути более рационального удовлетворения своих желаний.
Рекомендации по повышению социометрического статуса учащихся
- Вовлечь изолированного ребенка в интересующую деятельность.
- Помочь достигнуть успеха в той деятельности, от которой, прежде всего, зависит положение ребенка (преодоление неуспеваемости и т.д.)
- Постараться преодолеть эффективность (вспыльчивость, драчливость, обидчивость), которая часто является причиной и, конечно, следствием психологической изоляции.
- У некоторых детей рекомендуется выработать уверенность в себе, отсутствие которой делает их слишком застенчивыми.
- Хорошие результаты можно получить косвенными мерами: иногда полезно, чтобы робкого, одинокого ребенка поддержали авторитетные сверстники.
- Необходимо избегать неумеренного захваливания или противопоставления учащихся друг другу.
- Часто самое важное – наладить контакт ученика с педагогом. Дети должны увидеть, что педагог внимателен к ребенку и хорошо к нему относится.
- Очень важно создать в классе атмосферу дружелюбия и искреннего стремления помочь товарищу.
Рекомендации по работе со слабоуспевающими
- При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.
- Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
- При опросе создаются специальные ситуации успеха.
- Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
- В ходе опроса или при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.
В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: замечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий: отмечаются типичные затруднения в работе с одновременным развитием самостоятельности в учении.
При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не превысить перегрузки школьников.