РУС БЕЛ ENG

Рекомендации педагогам в конфликтных ситуациях

20.10.2022

Рекомендации педагогам в конфликтных ситуациях

 

В перечень конфликтогенных ситуаций следует включить:

  • ситуации вольно или невольно задевающие самолюбие;
  • ситуации пусть даже некоторого равнодушия со стороны окружающих людей, а тем более сознательного игнорирования личности подростка;
  • ситуации критики достижений подростка, его таланта или способностей;
  • ситуации, когда подросток вынужден оставаться в одиночестве или ограничить круг своего общения, поклонников;
  • ситуации, когда невозможно проявить себя в полной мере;
  • ситуации, когда подросток попадает в нелепое или смешное положение;
  • ситуации, когда нет ни одного яркого события и, главное, возможности проявить свои способности;
  • ситуации, когда приходится находиться в постоянном психическом или физическом напряжении.
  1.  Основная цель психологической помощи – постепенно преодолеть стремление быть в центре внимания окружающих.
  2.  Необходимо выработать представление о "демонстративности" своего поведения как доминирующей черте характера, а также умение распознавать ее у окружающих.
  3.  Необходимо, используя недерективное взаимодействие, постепенно учить подростка осмысливать свои мотивы, искать пути более рационального удовлетворения своих желаний.

 

Рекомендации по повышению социометрического статуса учащихся

  1. Вовлечь изолированного ребенка в интересующую деятельность.
  2. Помочь достигнуть успеха в той деятельности, от которой, прежде всего, зависит положение ребенка (преодоление неуспеваемости и т.д.)
  3. Постараться преодолеть эффективность (вспыльчивость, драчливость, обидчивость), которая часто является причиной и, конечно, следствием психологической изоляции.
  4. У некоторых детей рекомендуется выработать уверенность в себе, отсутствие которой делает их слишком застенчивыми.
  5. Хорошие результаты можно получить косвенными мерами: иногда полезно, чтобы робкого, одинокого ребенка поддержали авторитетные сверстники.
  6. Необходимо избегать неумеренного захваливания или противопоставления учащихся друг другу.
  7. Часто самое важное – наладить контакт ученика с педагогом. Дети должны увидеть, что педагог внимателен к ребенку и хорошо к нему относится.
  8. Очень важно создать в классе атмосферу дружелюбия  и искреннего стремления помочь товарищу.

 

Рекомендации по работе со слабоуспевающими

  1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями.
  2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
  3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.
  4. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
  5. В ходе опроса или при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.

 

В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного  материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: замечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий: отмечаются типичные затруднения в работе с одновременным развитием самостоятельности в учении.

При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не превысить перегрузки школьников.