Межличностное взаимодействие учителя и ученика
как необходимое условие формирования мотивации учения и процесса нравственного становления личности.
Эффективность обучения и воспитания школьников во многом определяется характером межличностных отношений учителя и учащихся. От характера данных взаимоотношений зависит мотивация к познанию, к самосовершенствованию, мера самооценки, самоуважения, ответственности учащихся. Организация плодотворных отношений с учащимися является одним из главных условий эффективности образовательного процесса в школе.
Мотивация учения – основное условие успешного обучения.
Психология определяет понятие «мотивация» как «осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели». Термин «мотивация» используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека.Таким образом, мотивацию составляют побуждения, вызывающие активность человека и определяющие направленность этой активности.
Педагогика трактует это понятие как«общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования».
Учебная мотивация – это проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы:
- познавательные;
- коммуникативные;
- эмоциональные;
- саморазвития;
- позиция школьника;
- достижения;
- внешние (поощрения, наказания).
Своеобразие учебной мотивации состоит в том, что в процессе деятельности по ее осуществлению ученик усваивает знания и формируется как личность.Доказано, что одним из главных условий успешного обучения является мотивация учения.
Для того чтобы грамотно организовать процесс мотивации и управлять им, необходимо провести:
- диагностику учебной мотивации учащихся, которая включает в себя
– анкетирование учащихся начальной школы, в результате которого определятся уровни мотивации по диапазонам: высокий, средний, низкий;
– анкетирование учащихся средней школы, в результате которого определятся значимые для учащегося мотивы учения;
- самоанализ и административный анализ работы учителя по созданию мотивационной сферы учащихся.
Наиболее значимыми в этой работе можно считать следующие установки и действия учителя:
– учет возрастных особенностей школьников;
– выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
– совместный с учащимися выбор средств по достижению цели;
– использование коллективных и групповых форм работы;
– использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
– использование игровых технологий;
– нестандартная форма проведения уроков;
– создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;
– создание ситуации успеха;
– вера учителя в возможности ученика;
– применение поощрения и порицания;
– формирование адекватной самооценки у учащихся;
– эмоциональная речь учителя.
Процесс формирования мотивации должен стать значительной частью работы учителя. Формированию положительной мотивации к учению является урок. Урок был и остается основным элементом образовательного процесса.
На уроке работают двое – учитель и ученик, и только правильно организованная работа может побуждать ученика учиться.
Привить интерес к изучаемому предмету – значит добиться в дальнейшем высокого уровня обученности учащихся и хороших показателей качества знаний, то есть достичь основной цели обучения. Существует множество стилей общения «учитель-ученик», посредством которых можно заинтересовать детей, повысить их учебную мотивацию и развивать учащихся как личности.
Наиболее плодотворно общение на основе увлеченности совместнойдеятельностью. Оно предполагает содружество, совместную заинтересованность, сотворчество. Главное для этого стиля: единство высокого уровня компетентности педагога и его нравственных установок.
Эффективен и стиль педагогического общения на основе дружескогорасположения. Он проявляется в искреннем интересе к личности воспитанника, к коллективу, в стремлении понять мотивы деятельности и поведения ребенка, в открытости контактов. Этот стиль стимулирует увлеченность совместной творческой деятельностью, плодотворные взаимоотношения педагога с воспитанниками, но при этом стиле важна мера, «целесообразностьдружественности».
В выделенных стилях общения взаимодействие «учитель—ученик» рассматривается как двустороннее:субъект—субъектное взаимодействие, предполагающее активность обеих сторон. В образовательном процессе эти гуманистически направленные стили создают ситуацию комфорта, способствуют развитию и проявлению индивидуальности.
В системе взаимоотношений педагогов и учащихся в обучении и воспитании распространен стиль общение-дистанция. Начинающие педагоги часто используют этот стиль для самоутверждения в ученической среде. Дистанция должна существовать, она необходима, так как педагог и воспитанники занимают различные социальные позиции. Чем естественнее для воспитанника ведущая роль учителя, тем органичнее и естественнее для него дистанция в отношениях с педагогом. Для педагога очень важно владеть искусством дистанции. На важность этого момента указывал А. С. Макаренко, подчеркивая, как важно избежать фамильярности в общении.
Выделяют и негативные стили общения. К ним можно отнести:
а) общение-устрашение, которое строится на жесткой регламентации деятельности, на беспрекословном подчинении, страхе, диктате, ориентации детей на то, чего делать нельзя; при этом стиле не может быть совместной увлеченности деятельностью, не может быть сотворчества;
б) общение-заигрывание, основанное на желании нравиться воспитанникам, завоевать авторитет (но онбудет дешевым, ложным); молодые педагоги избирают этот стиль общения в силу отсутствия опыта профессиональной деятельности, опыта коммуникативной культуры;
в) общение-превосходствохарактеризуется желанием педагога возвыситься над воспитанниками; он поглощен собой, он не чувствует учащихся, мало интересуется своими отношениями с ними, отстранен от детей.
При проектировании содержания учебной деятельности начинающему педагогу важно учитывать стиль руководства классным коллективом. Во многом успех развития классного коллектива зависит от того, какой именно стиль педагог выберет в качестве основного. Психологи выделяют несколько стилей руководства.
При авторитарном стиле руководства педагог все берет на себя. Цели деятельности, способы ее выполнения единолично задаются педагогом. Свои действия он не объясняет, не комментирует, проявляет чрезмерную требовательность, категоричен в суждениях, не принимает возражений, с пренебрежением относится к мнениям, инициативе учащихся. Педагог постоянно проявляет свое превосходство, у него отсутствует сопереживание, сочувствие. Воспитанники оказываются в позиции ведомых, в позиции объектов педагогического воздействия.Преобладает официальный, приказной, начальственный тон обращения, форма обращения — указание, поучение, приказ, инструкция, окрик. Общение строится на дисциплинарных воздействиях и подчинении.Этот стиль можно выразить словами: «Делайте, как я говорю, и не рассуждайте».Такой стиль тормозит развитие личности, подавляет активность, сковывает инициативу, порождает неадекватную самооценку; в отношениях он воздвигает непроницаемую стену, смысловой и эмоциональный барьеры между учителем и учениками.
При демократическом стиле руководства общение и деятельность строятся на творческом сотрудничестве. Совместная деятельность мотивируется педагогом, он прислушивается к мнению учащихся, поддерживает право воспитанника на свою позицию, поощряет активность, инициативу, обсуждает замысел, способы и ход деятельности. Преобладают организующие воздействия. Этотстиль характеризуется положительно-эмоциональной атмосферой взаимодействия, доброжелательностью, доверием, требовательностью и уважением, учетом индивидуальности личности. Основная форма обращения — совет, рекомендация, просьба.Данный стиль руководства можно выразить словами: «Вместе задумали, вместе планируем, организуем, подводим итоги».Этот стиль располагает воспитанников к педагогу, способствует их развитию и саморазвитию, вызывает стремление к совместной деятельности, побуждает к самостоятельности,стимулирует самоуправление,
высокую адекватную самооценку и, что особенно значимо, способствует становлению доверительных, гуманистических отношений.
При либеральном стиле руководства отсутствует система в организации деятельности и контроля. Педагог занимает позицию стороннего наблюдателя, не вникает в жизнь коллектива, в проблемы отдельной личности, довольствуется минимальными достижениями. Тон обращения диктуется желанием избежать сложных ситуаций, во многом зависит от настроения педагога, форма обращения — увещевания, уговоры. Этот стиль ведет к панибратству или отчуждению; он не способствует развитию активности, не побуждает к инициативе, самостоятельности воспитанников. При таком стиле руководства отсутствует целенаправленное взаимодействие «учитель—ученик».Этот стиль может быть выражен словами: «Как все идет, так и пусть идет».
Заметим, что в чистом виде тот или иной стиль руководства встречается редко.
Наиболее предпочтителен демократический стиль. Однако в деятельности учителя могут присутствовать и элементы авторитарного стиля руководства, например, при организации сложного вида деятельности, при установлении порядка, дисциплины. Элементы либерального стиля руководства допустимы при организации творческой деятельности, когда целесообразна позиция невмешательства, предоставления воспитаннику самостоятельности.
Таким образом, стиль руководства педагога характеризуется гибкостью, вариативностью, зависит от конкретных условий, от того, с кем он имеет дело — с младшими школьниками или старшеклассниками, каковы их индивидуальные особенности, каков характер деятельности.
В психолого-педагогической литературе указывается ряд и других качеств личности педагога, важных для общения.
1. Человеческие качества - доброта, весёлость, ответственность, уравновешенность.
2. Организационные качества - справедливость, последовательность, честность, уважение других.
3. Деловые качества - полезность, демократичность, умение заинтересовать.
4. Внешний вид - хорошо одет, приятный голос, общая привлекательность.
В старших классах популярными учителями назвали тех, которые умеют преподнести учебный материал наглядно, живо, проблематично.
В педагогике подчеркивается значение двух принципов: учета возрастных особенностей воспитанников и осуществления воспитания и обучения на основе индивидуального подхода. Психолого-педагогические исследования последних десятилетий показали, что первостепенное значение имеет как знание педагогом возраста и индивидуальных особенностей, так и учет личностных характеристик и возможностей воспитанников. Личностный подход понимается как опора на личностные качества.
Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы учитель:
1) постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников; 2) умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и другие;
3) своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить – оперативно изменял тактику воспитания и обучения в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;
4)максимально опирался на собственную активность личности;
5) сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;
6) развивал самостоятельность.
Комплексное осуществление этих требований устраняет упрощенность возрастного и индивидуального подходов, обязывает педагога учитывать не поверхностное, а глубинное развитие процессов, опираться на закономерности причинно-следственных отношений.
Некоторые педагоги ошибочно полагают, что индивидуальный подход требуется лишь по отношению к «трудным» школьникам, нарушителям правил поведения. Бесспорно, эти воспитанники нуждаются в повышенном внимании. Но нельзя забывать и «благополучных». За внешним благополучием могут скрываться и неблаговидные мысли, мотивы, поступки. Подозревать в этом никого и никогда не следует, но внимание необходимо уделять всем.
Таким образом, личностный подход, знание психолого-педагогических особенностей обязывает педагогов строить образовательный процесс на основе учета главных личностных качеств – направленности личности, её жизненных планов и ценностных ориентаций, опираться на возрастные и индивидуальные особенности воспитанников. И только в этом случае можно говорить о высоком уровне профессиональной компетентности педагога.