Современные формы и методы профилактики и коррекции отклоняющихся форм поведения подростков
Педагог социальный ГУО «Средняя школы №15 г.Барани» Дуйнова В.П.
«Вот они, главные истины эти: Поздно заметили... Поздно учли... Нет, не рождаются трудные дети, Просто им вовремя не помогли»
Отклоняющееся поведение в подростковом возрасте несет большую опасность, чем в детском. Во-первых, потому что подросток может совершать более разрушительные действия. Во-вторых, потому что корректировка подобных явлений требует активных действий и длительного времени.
Причины возникновения девиантного поведения подростков могут начинаться еще с раннего детского возраста, а могут сформироваться уже позже под влиянием группы сверстников или из-за смены обстановки, дезадаптации (например, по причине распада семьи, утраты близкого человека и т.д.).
Подростковый возраст обычно характеризуется как переломный, переходный, критический, трудный, возраст полового созревания. Нормальное поведение подростка предполагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватное потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те, или иные особенности подростка, то его поведение будет нормальным. Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил и норм поведения, называют трудными, девиантными, с отклоняющимся, асоциальным поведением.
Норма – это явление группового сознания. Она удерживает общественную систему в состоянии равновесия. Различают нравственные, морально – этические, правовые, социальные, психические нормы. Девиантное поведение (лат. deviatio – отклонение) – один из видов асоциального отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных). Оно проявляется в демонстративности, агрессии, отклонении от учебы. Это могут быть уходы из дома, бродяжничество и даже попытки суицида. Для такого поведения характерно пьянство и алкоголизм, ранняя наркотизация, антиобщественные действия сексуального характера.
Делинквентное поведение – повторяющиеся асоциальные проступки, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы. Такое поведение не влечет за собой уголовной ответственности из-за ограниченной общественной опасности или недостижения возраста, с которого начинается уголовная ответственность. Оно проявляется в оскорблениях окружающих, побоях, поджогах, садистских действиях, мелких кражах, вымогательстве, распространении и продаже наркотиков. Криминальное поведение - противоправные поступки, которые по достижении возраста уголовной ответственности служат основанием для возбуждения уголовного дела, и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса.
Аддиктивное поведение - один из видов асоциального отклоняющегося от нормы поведения, характеризующееся бегством от существующей реальности: бегство в тело (анорексия, булимия), в работу (трудоголизм), в одиночество, в фантазии (игры), в религию, в секс, суицид, употребление ПВА. Нельзя забывать, что употребление психоактивных веществ, включая наркотические вещества, является одной из наиболее остро стоящих перед обществом проблем. Большинство наркоманов начинают употреблять наркотики в подростковом возрасте, и более половины лиц, регулярно употребляющих ПАВ - подростки.
Патохарактерологическое (расстройство личности и акцентуация характера) и психопатологическое поведение (бредовые, навязчивые идеи, галлюцинации) - негативные формы девиаций. Такое поведение дезорганизует общественную систему, подрывает ее основы и наносит значительный ущерб, в первую очередь, личности самого подростка.
Девиантное поведение начинается с того момента, когда подросток с легкостью может перешагнуть через чувства и желания другого, когда добро и милосердие, честность исправедливость, человечность и душевность занимают в ряду ценностей несовершеннолетнего последние позиции и т. п.
Отклонения в поведении в подростковом возрасте — это, зачастую, результат недовоспитания в младшем школьном возрасте, следствие несформированности у ребенка понятий «добро», «справедливость», «помощь», отсутствие желания и умений совершать добрые поступки. Поэтому важно не упустить этот период активного становления нравственных качеств как важной составляющей гражданственности личности.
Чтобы помочь ребенку в освоении культуры поведения, педагогу важно четко представлять: что он знает и умеет в данной области.
Существует определенное проблемное поле, которое сегодня не позволяет эффективно реализовывать систему педагогической профилактики девиантного поведения несовершеннолетних.
Иногда наблюдается недостаточная подготовленность субъектов профилактики к осуществлению профилактических мероприятий: незнание психофизиологических особенностей детей, однообразие используемых форм работы, которые сводятся, как правило, к информированию несовершеннолетних и пр. Так, например, предлагаемая медицинскими работниками информация часто изобилует специфической лексикой, не всегда адаптирована к ученической аудитории; сотрудники правоохранительных органов, как правило, ограничиваются предъявлением статистической информации по совершенным правонарушениям, цитированием статей кодексов и т. п.
Разное видение проблем ребенка педагогами, работающими непосредственно с ним, и отсутствие четких ориентиров на каждом возрастном этапе развития учащихся также заметно снижают результативность проводимых мероприятий. Кроме того, отсутствие взаимодействия между субъектами профилактики приводит к тому, что проводимые мероприятия ограничиваются ответами на вопросы: «Какие виды девиаций наиболее распространены?», «Сколько правонарушений совершено?», «Почему?», «Кто должен нести ответственность?», но не отвечают на вопрос: «Каким образом упредить, остановить развитие девиаций?» Следует отказаться от планирования по принципу «здесь и сейчас», когда проведение профилактического занятия осуществляется по факту уже совершенного антиобщественного поступка, правонарушения. Важно продуманное перспективное планирование по упреждению возникновения новых форм девиаций, ориентированное на пролонгированные (долгосрочные) программы. Отметим, что массовость и однообразие профилактики девиантного поведения несовершеннолетних, отсутствие индивидуального (так называемого адресного) подхода (мероприятия проводятся одновременно со всеми учащимися класса без учета степени отклонения поведения от нормы (у кого-то из учащихся такое отклонение есть, кто-то находится на границе риска)), однотипность и множественность мероприятий профилактической направленности (повторяющихся из года в год) без соблюдения принципа необходимости и достаточности приводит к противоположному эффекту — нежеланию школьников участвовать в подобных мероприятиях, воспринимать предлагаемую информацию и пр. Ориентация в большей степени на 100 %-й результат (а не на процесс), выражающийся в том, что ни один учащийся в школе не курит, не сквернословит, не ворует и прочее, и который, по сути, достичь невозможно, приводит к неудовлетворенности субъектов профилактики от осуществляемой деятельности. А ведь в работе важен пошаговый анализ движения к результату; если нет положительной динамики в проводимой работе, то следует проанализировать, что необходимо скорректировать. Исходной точкой планирования профилактической работы должен выступать процесс целеполагания. При этом при формулировке цели важно учитывать следующие составляющие: цель должна быть понятной всем, кто будет работать для ее достижения; быть реальной и достижимой, но не легкой; быть реализуемой в пределах наличного или ожидаемого бюджета времени; исключать или делать минимальной возможность двойной ответственности за результат совместной работы; совпадать с интересами исполнителей и не вызывать конфликтов и др. В процесс постановки целей важно включить и самих учащихся, поскольку, если цель не принята учащимися, искусственно привнесена в образовательный процесс педагогом, то и ее достижение будет не чем иным, как внешним атрибутом. Формулировке цели должна предшествовать последовательная диагностическая работа, направленная на выявление актуальных проблем, требующих своего решения. Вместе с тем вектор направленности диагностических процедур необходимо смещать с выявления негативных черт подростка, склонности его к отклоняющемуся поведению на определение сильных сторон личности, наличие защитных механизмов в окружающем его социуме, мотивированность на самоизменение, саморазвитие.
В диагностической работе следует избегать диагностики предположений размытых выводов,что у ребенка «что-то не так с...», «возможно проявится...», «вероятнее всего в последующем...» и т. п., которая вместо помогающей компоненты профилактической деятельности выступает процедурой, понижающей личностный, социальный статус ребенка. Скрытое понимание нежелательности (и даже боязнь) такой диагностики присутствует у некоторых родителей, которые не хотят принимать помощь специалистов социально-педагогической и психологической службы учреждения образования, осознавая, что при прохождении через диагностические процедуры у его нормального ребенка найдут комплекс «не нормы».
При организации профилактических мероприятий с несовершеннолетними следует учитывать особенности их возраста, специфику психофизического развития, характерные отличия познавательных процессов. Важно знать особенности протекания возрастных кризисов, в частности подросткового, проявлениями которого являются упрямство, негативизм, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к ихтребованиям. В реализации системы профилактической работы важно уходить от такой превалирующей идеи, как устранение негатива, искоренение отклонений через подачу моральных эталонов, демонстрацию, аргументирование и разъяснение правильных постулатов-норм, поскольку присвоение ребенком заданных извне норм не может идти механически. Это длительный процесс внутренней мыслительной работы, пропущенной через его опыт, чувства, нравственно-ценностные ориентиры, которые, соприкасаясь, обогащают круг ценностей подростка. Сказанное выше и объясняет отсутствие качественного снижения уровня девиаций среди несовершеннолетних при достаточном многообразии проводимых в школе воспитательно-профилактических мероприятий (тематические недели, диспуты, лектории и пр.).
Специалистам (педагогам, классным руководителям, педагогам социальным, педагогам-психологам) не следует стремиться поставить девиантное поведение под социально-педагогический контроль, включающий применение санкций за отклоняющиеся от нормы формы поведения. Такая установка не может считаться допустимой и эффективной, так как несовершеннолетние сдерживают свои истинные желания только до тех пор, пока существует угроза наказания. Как только ослабевает опасность применения санкций, учащиеся вновь прибегают к социально неодобряемому типу поведения. Социально-педагогический контроль должен представлять собой предупреждение и пресечение разного рода девиаций и основываться на социальной поддержке, усилении воспитательной работы за счет привлечения дополнительных человеческих ресурсов.
Модернизации требует и содержательно-процессуальный компонент профилактической работы, которая зачастую характеризуется однообразием форм, формальностью, отсутствием системности. Имеет место ряд методических ошибок, допускаемых специалистами (учителя, педагоги социальные и др.) в работе с несовершеннолетними: мероприятия носят поучительно-назидательный, директивный, запугивающий характер; преобладают словесные методы воспитания, множественные однотипные упражнения в правопослушном поведении с ориентацией на быстрые и кардинальные перемены; используется методика негативного стимулирования, подавление внешних проявлений трудновоспитуемости. Выделим типичные ошибки, которые допускают специалисты, организуя работу по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения несовершеннолетних (табл. 1).
Типичные ошибки, которые допускает педагог при организации работы
|
Интерпретация ошибки
|
Содержательные
|
|
Мероприятия носят
поучительно-назидательный, директивный характер
|
Говоря учащимся, что в определенных ситуациях нужно поступать «только так, а не иначе», мы не создаем для них ситуаций вы бора, следовательно, не учим их думать. Поэтому, оказавшись в проблемной ситуации, ребенок дезориентируется и часто выбирает неправильный вариант ее решения
|
Запугивающий характер проводимых воспитательных занятий
|
Проводя занятие по принципу «если — то» (например, «Если ты будешь рисовать на стенах зданий, то твоим родителям придется заплатить большой штраф»), мы не учим учащихся оценивать по следствия принятых решений, совершенных поступков и прочее как для самого ребенка, его семьи, так и для окружающего его социума
|
Демонстрация отрицательных образцов поведения (педагог «рисует» портрет курильщика, наркомана и т. п.)
|
Целесообразно сместить акцент внимания школьников с негативных образцов поведения человека на образцы нравственно-правового поведения; показать эти образцы на примере художественной литературы, кино, реальной жизни
|
Предъявление учащимся информации, содержательно насыщенной, изобилующей цифрами
|
Такая информация тяжело воспринимается детьми, усваивается частично, быстро забывается. Один из вариантов решения — проблемное представление информации, организация поиска информации самими детьми
|
Типичные ошибки, которые допускает педагог при организации работы
|
Интерпретация ошибки
|
Преобладание словесных методов воспитания
нравственно-правового
поведения
|
Информирование (беседы, рассказы) о необходимости соблюдения норм и правил поведения не всегда способствует правильному поведению учащихся
|
Многократное упражнение в правопослушном поведении
|
Обучение нормам поведения, которое сводится к множественным однотипным повторам, не достигнет поставленной цели, так какне затрагивает эмоциональную, рефлексивную, мотивационную сферу личности ребенка
|
Формирование педагогом в классном коллективе
отрицательного отношения к личности ребенка с девиантным поведением
|
Оценивается личность, а не поступок, который ею совершен; в результате в детском коллективе учителем создается атмосфера неприязни, недоверия к трудному ребенку, который «выдавливается» из коллектива
|
Организационные
|
|
Учащимся предлагается большое количество
разнообразных мероприятий профилактической направленности
|
Наблюдается подмена активности детей с девиантным поведением активностью учителя. Поскольку мероприятия предлагаются, инициируются взрослым, часто допускаются следующие ошибки: • шаблонная форма проведения (вопросно-ответная, мероприятие напоминает урок); • не сформирована мотивация к работе: зачем, с какой целью проводится мероприятие; • в проведении мероприятия задействованы отдельные учащиеся класса
|
Вовлечение (чаще всего механическое) детей с девиантным поведением в организуемую деятельность
|
Присутствие в деятельности, пассивная активность не ориентируют ребенка на изменение поведения, необходима мотивированность на участие в организованной деятельности, ее внутреннее принятие. Механическое включение ребенка в занятие дает нулевой воспитательный эффект
|
Привлечение к проведению
профилактических мероприятий специалистов-профессионалов (врачей-наркологов, инспекторов по делам несовершеннолет
них и др.)
|
Часто информация, предлагаемая учащимся специалистами, не адаптирована к их возрасту. В беседе специалисты оперируют профессиональной терминологией, приводят примеры, малопонятные школьникам
|
Организация профилактической работы с ребенком, не вступая в контакт с семьей
|
Родители — основные партнеры, союзники педагога в любой работе, без их помощи и поддержки педагог не сможет получить качественный результат, к которому стремится
|
Организация работы по
принципу «ненормативное поведение, плохой поступок —
немедленное, быстрое реагирование (беседа, поучение, требование и пр.)»
|
Необходимо сменить направление организации превентивной работы: идти не от поступка к его исправлению, а от предупредительных мер к нормативному поведению ребенка
|
Ориентация на быстрые
кардинальные перемены в
поведении ребенка
|
Проведя несколько бесед, воспитательных занятий, нельзя изменить, блокировать ненормативное поведение ребенка. Необходимо помнить, что воспитательный процесс длителен во времени и его результативность может проявиться спустя годы
|
Установка на правопослушное поведение
|
Негласное соглашение между учителем и учеником «не мешать друг другу» в стенах школы выводит совершение правонарушений за ее пределы, но не решает проблему отклоняющегося поведения в целом
|
Антистимулирование (Л. Ю. Гор дин), методика негативного сти мулирования (И. А. Невский), т. е. исключение педагогически запущенного школьника из всех видов общественно полезной деятельности и общения, кроме учебной
|
В результате чувство озлобленности, недоверия ребенка нарастает, ярлык «трудный» подталкивает к совершению не нормативных поступков
|
Подавление внешних
проявлений трудновоспитуемости
|
Нельзя добиться нормативного поведения, не организовав работу по устранению причин, вызывающих трудновоспитуемость
|
Учитель (самостоятельно) пытается исправить поведение ребенка
|
В профилактической (коррекционной) работе с трудными учащимися важно использовать воспитательные возможности детского коллектива
|
Образовательный процесс в условиях учреждения образования предполагает реализацию своих функций не только в форме передачи учащимся определенных знаний, умений и навыков, воспитания в общепринятом смысле этого слова, но и формирование готовности учащихся к жизни в социуме, разрешению нестандартных ситуаций. С этой целью работа с учащимися должна быть направлена на своевременное предоставление им информации: о последствиях воздействия психоактивных веществ на психику и поведение человека, о правовой ответственности за совершение правонарушений и т. п.
Основная идея, реализуемая в процессе информирования учащихся — «от плохого — к хорошему», «от негатива — к позитиву». Рациональное зерно в этой идее есть: знание негативной стороны девиации (последствия воздействия на организм человека, ответственность за совершенное правонарушение и пр.) может оттолкнуть подростка от нее, остановить попытку опробовать запрещенное взрослыми действие. Кроме того, в проводимой педагогом работе превалирует принцип «сверху — вниз», «от учителя — к ученику», а обратное, ответное движение отсутствует. Возникает противоречие. С одной стороны, педагог не слышит ученика, не знает, о чем он думает, как воспринимает посылаемую ему информацию, согласен или не принимает ее. С другой стороны, ученику не дают возможности высказать свою точку зрения, озвучить мысли, сомнения в потоке монологического мероприятия. В результате диалогическая разговорная составляющая, говорение выпадают из воспитательного процесса, а вместе с ними уходят из школы рассуждение, аргументирование своей точки зрения, доказательство своей позиции. Вместе с тем именно детские мысли вслух позволяют учителю увидеть и услышать ученика, понять его проблему, найти ответы на возникающие вопросы, объяснить необъяснимые поступки учащихся. Поэтому целесообразным в организации профилактической работы с несовершеннолетними представляется использование развернутых дискуссий при обсуждении нравственных вопросов, решение моральных дилемм (ситуаций, требующих от действующего лица сделать определенный выбор при столкновении с противоречащими друг другу нравственными принципами).
Важной составляющей в системе профилактической работы является развитие у учащихся умений и навыков эффективного поведения в социуме: качественной оценки ситуации, сопоставления и выбора оптимальной стратегии поведения во взаимоотношениях с окружающими, обучения навыкам саморегуляции и самоорганизации, умениям справляться с трудными жизненными ситуациями, формирования установки к конструктивному взаимодействию и пр. Не следует забывать и о необходимости формирования у несовершеннолетних культуры общения в социальной среде (развитие наблюдательности в общении, осознание особенностей коммуникации участников, развитие умения противостояния уговорам со стороны другого человека, группы людей, осознание необходимости защищать себя; развитие навыков эффективного общения со сверстниками, родителями, представителями противоположного пола и этикета поведения).
Организуя профилактику отклоняющегося поведения несовершеннолетних, целесообразно в работу с учащимися заложить социально ориентированную составляющую, направленную на обучение взаимодействию в социуме и развитие у учащихся конструктивных стратегий поведения. Большие возможности в данном контексте имеют такие формы работы, как социально ориентирующие игры, социальный интерактивный театр, пантомима, обучающий практикум и др.
Приведем примеры наиболее эффективных форм работы педагога с несовершеннолетними по профилактике отклоняющихся форм поведения (табл. 2).
Направление работы
|
Примерная тематика форм работы
|
Профилактика табакокурения
|
Информационные и воспитательные часы:
«Когда ты куришь...», «Пассивное курение: что это?», «Зависимость от табака». Лекция «Воздействие табачного дыма на организм человека». Круглые столы:
«Брось курить и выиграй», «Курение или здоровье», «Курение убивает», «Минусы курения», «Курить — не модно!». Вечера-диалоги:
«Курить или не курить?», «Письмо курящему сверстнику», «Курение — причина заболеваний». Конкурсно-игровые программы:
«Чистый воздух», «Подари себе чистые легкие», «Будущее без табака», «Задумайся, доставая сигарету», «Здоровье и профессия». Спортивные мероприятия под девизом:
«Курение и спорт несовместимы», «Забег здоровья», «Спорт — да, курение — нет!»
|
Профилактика вандализма и граффити
|
Беседы:
«О вреде и пользе граффити», «Альтернативные способы самовыражения». Информационные часы:
«Граффити: красиво или дорого?», «Рисовать или нет?». Диспут:
«Мои друзья рисуют граффити. Я с ними или нет?». Конкурс граффитистов:
Граффити за мир», «Беларусь в граффити». Создание коллажа:
«Граффити против...». Вечер вопросов и ответов:
«Правовая ответственность за совершение вандальных действий»
|
Профилактика моббинга
|
Информационные часы:
«Конфликт: плюсы и минусы»,
«Дружба для меня —это...»,
«Нужно ли нам стремиться к взаимопониманию и
взаимоуважению в общении?»,
Что мы ценим друг в друге, а что не принимаем?»,
«Какие качества личности важны для успешного общения?». Беседы:
«Неконструктивное поведение. Правовая ответственность»,
«Моббинг: последствия»,
«Почему конструктивное взаимодействие помогает
общению, а неконструктивное разрушает?»,
«Нужно ли уступать в споре?»,
«Несу ли я ответственность за нарушение прав и свободы
другого человека?»,
«Как научиться сотрудничать и договариваться?». Лекция:
«Школьная травля: как противостоять?». Брейнстормы:
«Как возникающий конфликт превратить
в шутку?», «Что значит: уйти от конфликта?»,
«Осторожно: конфликтогены». Диспуты:
«Как я отношусь к ситуациям неконструктивного
взаимодействия?»,
«Есть ли положительная сторона в конфликте?». Дебаты:
«(Не) используем в общении неконструктивные
формы взаимодействия»,
«Жестокость — (не) лучшее средство общения». Конференции:
«Актуальные проблемы общения современных подростков», «Психологические проблемы современных подростков». «Открытый микрофон»:
«Правила общения и поведения в коллективе»,
«Защита пострадавших от негативного воздействия
обидчика»,
«Возможные пути примирения противоборствующих
сторон». Акции:
«Подари улыбку», «Протяни руку помощи»,
«Делаем добро», «Дружный класс». Тренинговые упражнения по обучению детей
конструктивным формам взаимодействия.
Практикум: «Скажи свое “нет!” моббингу».
Деловая игра: «Школа безопасности»
|
Профилактика суицидов
|
Воспитательные часы:
«Конфликтные ситуации и их решение»,
«Экстремальная ситуация. Как себя вести?». Конкурс сочинений:
«Дорогие мне люди», «Я живу для того...». Информационные часы: «Оптимизм и пессимизм: что это?», «К кому обратиться за помощью?», «Выход есть всегда». Диспут-практикум «Пять первых шагов самосовершенствования». Литературно-музыкальная гостиная «Есть целый мир в душе моей». Философский стол «Что нужно для полного счастья?». Круглый стол «Я в этом мире не один». Конференция «Наше духовное богатство». Кинолекторий на тему «Нравственные ценности». Юмористическая шоу-программа «С улыбкой по жизни». Вечер встречи «Экология души». Концерт «Я люблю тебя, жизнь». КВН «Какой характер — такая жизнь. Какая жизнь — такое и здоровье»
|
Профилактика алкоголизма
|
Беседы:
«Что такое алкоголь»,
«Алкоголь в рекламе». Цикл классных часов:
«Вред алкоголя», «Рискованное поведение», «Правда и ложь об алкоголе». Урок-рассуждение «Пьяную беду можно предотвратить». Групповая дискуссия «Альтернатива алкоголю». Устный журнал «Алкоголизм — путь к преступлению»
|
Профилактика наркомании
|
Цикл классных часов:
«Жизнь без наркотиков»,
«Свобода или зависимость?», «Мой выбор». Лекция «Наркомания или жизнь без будущего». Ролевая игра «Ситуация принуждения».
|
Профилактика наркомании
|
Мозговой штурм «Противостояние влиянию», «Почему люди применяют наркотики». Групповые дискуссии: «Что люди приобретают и что теряют от применения наркотика», «Употребление наркотика — дело личное»
|
Профилактика правонарушений
|
Профилактическая беседа «Правонарушения и ответственность за них». Классные часы:
«Закон, по которому ты живешь», «С чего начинается преступление», «О долге, чести и о совести», «Десять правил правильного поведения». Информационные часы:
«Правовая ответственность несовершеннолетнего», «Звонок помощи», «Культура поведения». Круглый стол «Закон и совесть». Диспуты:
«Твои права и обязанности», «Закон и я», «Общественный порядок и свобода личности». Вечер вопросов и ответов на правовую тематику. Групповые дискуссии:
«Для чего нужны законы», «На что я имею право», «Ответственность за исход конфликта», «Можно ли жить без установленных правил». Устный журнал:
«Ты о законе — закон о тебе», «Счастье твое закон бережет», «Знаю — выполняю»
|
Профилактика мультимедиа зависимости (компьютерной, телевизионной, мобильной и др.)
|
Лекции для родителей на темы: «Телевидение: физическое здоровье ребенка», «Влияние телевидения на интеллектуальное развитие детей», «Интернет-зависимость и ее профилактика», «Нормы безопасности взаимодействия ребенка с компьютером». Беседы-дискуссии с родителями на темы: «Телевизор: друг или враг в воспитании?», «Компьютерная игра как средство отдыха детей». Вечер вопросов и ответов со специалистами по проблеме зависимостей. Практикум «Зависимость легче предупредить»
|
|
|
|
|
Условия эффективности деятельности педагога рассматриваются как субъективные и объективные требования и предпосылки, реализуя которые он добивается достижения цели в своей работе при наиболее рациональном использовании сил и средств. В профилактике девиантного поведения в качестве таких условий можно выделить следующие: • установление позитивных и доверительных отношений между учащимися в классном коллективе;
- целенаправленное воздействие на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способностей принимать конструктивные решения;
- формирование у подростков умения управлять своим эмоциональным состоянием в ситуациях взаимодействия; • создание позитивной мотивации к совершенствованию культуры поведения включение подростков в социально значимые виды деятельности, создание в них ситуаций успеха;
- взаимодействие семьи и школы в решении проблемы девиантного поведения.
Установление позитивных и доверительных отношений между учащимися в классном коллективе. Предполагает создание организованной социальной среды общения, в которой происходит развитие и личностное становление несовершеннолетних при соблюдении определенных норм взаимодействия: уважение желаний и интересов сверстников, искреннее и открытое общение, терпение, умение делать друг другу комплименты, проявление заботы. Отсутствие такой среды в школьном социуме может привести к развитию неконструктивных форм взаимодействия (конфликт, соперничество, враждебность и др.), приводящих к разрозненности группы, ее распаду, возникновению отклонений в поведении и т. п. Неблагоприятный климат в классе ведет к снижению успеваемости учащихся, возникновению девиантного поведения несовершеннолетних, их вовлечению в криминальные группировки. Поэтому важно включить подростков в такие мы работы, которые развивают умения общаться и сотрудничать с группой сверстников, создают условия для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем. В практике работы педагогов хорошо себя зарекомендовали тренинговые упражнения, тематика которых достаточно разнообразна: «Сети помощи», «Подножка», «Тропа препятствий», «Круг», «Противоположности», «Ты бы меня понял», «Снежный ком», «Карусель», «Попробуй, узнай!», «Обидчик» и др. Одной из форм организации совместной деятельности, помогающей выбрать общее решение, является дискуссия. Данная форма позволяет публично обсудить проблему взаимоотношений между учащимися на основе соответствующей тематики занятий: «Конфликт: плюсы и минусы», «Дружба для меня — это...», «Нужно ли нам стремиться к взаимопониманию и взаимоуважению в общении?», «Что мы ценим друг в друге, а что не принимаем?», «Какие качества личности важны для успешного общения?». Целенаправленное воздействие на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способностей принимать конструктивные решения. Информирование подростков о необходимости использования конструктивных форм взаимодействия и негативном влиянии неконструктивных форм взаимодействия на субъекты отношений является важным условием эффективности деятельности педагога по профилактике подростковых девиаций. Важно обсуждать с учащимися неконструктивные способы поведения в ситуациях взаимодействия (конфликт, притеснение, агрессия, насилие и др.) и возможные последствия таких форм поведения, акцентировать их внимание на том, что данные способы взаимодействия не приносят положительных внутренних ощущений для его участников, ухудшают их эмоциональное состояние, причиняют боль и вызывают обиду. Вместе с тем педагогу следует отметить, что избежать таких негативных моментов в жизни невозможно, и поэтому важно научиться конструктивно выходить из подобных ситуаций, чтобы не навредить себе и не обидеть оппонента. С целью информирования несовершеннолетних педагогу целесообразно использовать следующие формы работы: беседу, брейнсторм (брейнсторминг), диспут, дебаты, конференцию, информационный час, прием «Открытый микрофон», просмотр и обсуждение фильмов. Наиболее распространенной из них является беседа, которая организуется педагогом с участием самих подростков, классного руководителя, инспектора ИДН, психолога. Тематика бесед по профилактике девиаций вариативна: «Неконструктивное поведение. Правовая ответственность», «Моббинг: психологические последствия», «Почему конструктивное взаимодействие помогает общению, а неконструктивное разрушает?» и т. д. Учащимся следует сообщить информацию о службах, учреждениях, в которых они могут получить необходимую им помощь: • социально-педагогическая и психологическая службаучреждения образования; • инспекция по делам несовершеннолетних;
- школьная служба примирения;
- телефоны доверия, которые есть в областных городах республики и по которым можно анонимно получить квалифицированную консультацию специалиста.
Распространенной формой работы с подростками является брейнсторм (брейнсторминг) — блестящая идея, т. е. внезапная интуитивная идея, сопровождаемая непреодолимой эмоциональной реакцией, групповое нахождение новых альтернативных вариантов решения проблемы, задачи. Для проведения брейнсторма подходят темы: «Как возникающий конфликт превратить в шутку?», «Что значит: конфликтогены?», Осторожно: уйти от конфликта!» и др.
Свою эффективность доказала такая форма работы, как диспут, который предполагает столкновение различных точек зрения и удовлетворяет потребность участников в общении, позволяет компетентно и плодотворно обсуждать проблемы, доказывать и убеждать, аргументированно отстаивать свою точку зрения. Для диспута можно выбрать такие темы, как: «Есть ли положительная сторона в конфликте?», «Как я отношусь к ситуациям неконструктивного взаимодействия?» и т. п.
Педагоги могут использовать и такие формы работы, как дебаты (подростки обмениваются мнениями, обсуждают проблему неконструктивных взаимодействий), конференции, на которых учащиеся могут выступить с сообщениями по определенной проблеме. Темами дебатов могут быть: «(Не) используем в общении неконструктивные формы взаимодействия», «Жестокость — (не) лучшее средство общения» и др. Важно, чтобы при добавлении частицы «не» тема дебатов могла быть превращена в свой антипод. Темы конференций: «Актуальные проблемы общения современных подростков», «Психологические проблемы взаимодействия современных подростков». Традиционно используемые педагогом в работе с учащимися информационные и воспитательные часы могут быть представлены по актуальным проблемам в форме:
«Информация +» (ознакомление подростков с информацией по темам «Как проявляется зависимость?», «Как защитить себя и своего друга от моббинга со стороны других подростков?» и т. д. дополняется комментариями, свободным обменом мнениями участников);
«Информ-дайджест» (каждый участник в течение 5 минут знакомит группу с наиболее интересной и значимой информацией, связанной с проблемой неконструктивного взаимодействия);
«Спрашивали — отвечаем» (предварительно проводится опрос учащихся, выясняются интересующие их темы, статистические данные о распространенности описываемой ситуации, меры наказания за нарушение личных интересов и прав сверстников и т. д., по актуальным темам готовятся выступления);
«Беседа за круглым столом» (на информационный час приглашается специалист (инспектор ИДН, психолог) с тематическим выступлением, организуется коллективный анализ проблемы, свободный обмен мнениями);
«Пресс-конференция» (формаролевой игры, участники которой принимают роли журналистов, фотокорреспондентов, обозревателей газет и журналов и задают вопросы докладчикам, выступающим в роли политика, ученого, общественного деятеля).
Заинтересованность у подростков вызывают и такие формы представления информации по проблеме девиаций, как «Открытый микрофон», просмотр и обсуждение фильмов. В ходе проведения «Открытого микрофона» по предложенным темам («Правила общения и поведения в коллективе», «Защита пострадавших от негативного воздействия обидчика» и т. д.) выступающие имеют возможность свободно высказывать свое мнение, задавать вопросы, вносить предложения по обсуждаемой проблеме. В структуру названных форм работы уместным представляется включение воспитательных ситуаций примеров из жизнетворчества великих людей.
Формирование у подростков умения управлять своим эмоциональным состоянием в ситуациях взаимодействия. Это важное условие работы педагога по профилактике девиаций несовершеннолетних. У них отмечается повышенная потребность в эмоциональном насыщении, жажда ощущений, причем новых и сильных, способность бурно и непосредственно выражать свои эмоции (радость, гнев, замешательство и др.), с чем нередко связано возникновение отклоняющихся форм поведения. Педагог, учитывая данные особенности, должен помочь подросткам научиться в приемлемой форме выражать и контролировать свои эмоции, управлять ими.
По данному направлению целесообразно использовать активные методы работы: ролевую игру, решение моральных дилемм и др. Большим потенциалом в формировании умений управлять своим эмоциональным состоянием обладают такие методы психопрофилактики и психокоррекции, как: тренинги, рисуночная терапия, сказкотерапия и другие, использование которых в практике работы с несовершеннолетними допускается только специалистами, имеющими специальное образование (например, педагоги-психологи). Тренинг — особая разновидность обучения через непосредственное «проживание» и осознание возникающего в межличностном взаимодействии опыта, который не сводится ни к традиционному обучению через трансляцию знаний, ни к психологическому консультированию или психотерапии. Особенность тренинга в том, что участники активно включены в процесс приобретения знаний, где каждый получает непосредственный опыт общения. В процессе организации работы по данному направлению нами разработаны тренинги: «Донорское сердце», «Среди людей», «От злости к любви» и др.
Развить умения общения и взаимодействия у подростков помогает разыгрывание конфликтных ситуаций, или метод моделирования, который направлен на сплочение группы, выработку коммуникативных навыков, межличностной эмоциональной эмпатии, сочувствия, развитие произвольности поведения. В практику работы с несовершеннолетними можно включить ситуации следующего характера: «Случайное столкновение», «Все против одного», «Ну и что, что я маленький...» и др. Научить подростков в творческой форме выражать свои эмоции, агрессивное состояние, страхи помогают такие методы, как арттерапия (рисуночная терапия), сказкотерапия, пластилинотерапия. Может реализовываться с помощью следующих приемов: игра в кляксы, коллективный рисунок, дорисуй рисунок по цепочке, подари в рисунке другу радость и др.
Создание позитивной мотивации к совершенствованию культуры поведения. В контексте реализации данного условия в работе с учащимися целесообразно использовать: проигрывание проблемных ситуаций, показ, чтение художественных текстов, социальный интерактивный театр. Для получения учащимися практического опыта в выполнении правил поведения в классе можно специально создать проблемную ситуацию, в которой каждому ребенку необходимо самостоятельно организовать свое поведение, применить конструктивное правило взаимодействия и проявить необходимые волевые усилия. После проигрывания данной ситуации проводится беседа, анализируются варианты решения ситуации, выясняются мотивы, побудившие ребят поступить определенным образом. Важным элементом, дополняющим такую форму работы, как разыгрывание проблемных ситуаций, является показ. Учащиеся имеют возможность оценить проигранную ситуацию, выделить положительные и отрицательные ее стороны. Такое активное участие учащихся в обсуждении помогает актуализировать свой жизненный опыт. Педагог принимает активное участие в обсуждении предложенной проблемной ситуации, беседует с учениками, задает им вопросы, выслушивает мнения, иногда противоположные, и делает выводы. При закреплении старых и разъяснении новых для учащихся правил педагог использует художественные тексты—басни, рассказы, стихотворения.
Новой формой в работе по профилактике девиаций является социальный интерактивный театр. Данная форма представляет собой просмотр театрального представления, в котором главный герой оказывается в конфликтной ситуации. В процессе повторного просмотра интерактивного представления зрителям-участникам предоставляется возможность самостоятельно выбрать вариант разрешения ситуации и проиграть ее. Примечательно то, что в социальном интерактивном театре не интерпретируются ситуации, а только предлагаются социально приемлемые варианты поведения подростков.
Включение подростков в социально значимые виды деятельности, создание в них ситуаций успеха. Особое место в профилактической работе следует уделять формированию широкого круга интересов подростков, учитывать особенности их характера и уровня развития способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка за счет привлечения к занятиям, которые способствовали бы формированию морально здоровой личности ребенка: чтению, самообразованию, занятию музыкой и спортом и т. д. Данное направление работы педагог может реализовать через привлечение подростков к социально значимой деятельности:
акции («Подари улыбку»,«Протяни руку помощи», «Делаем добро», «Дружный класс» и др.);
праздники, посвященные Дню вежливости, Неделе милосердия и т. д.;
конкурсы плакатов («Что такое дружба?», «Наш класс самый дружный», «Как мы проводим вместе время» и т. д.);
соревнования спортивного (спортландии, олимпиады и т. д.) и интеллектуального (КВН, брейн-ринги, театральные постановки и т. д.) характера и др.
Организация социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков девиаций невозможна без развития информационно-коммуникационной среды учреждения образования, формирования информационной культуры педагогов — освоения компьютера, умения пользоваться Интернетом, электронными каталогами книг и т. п. В качестве форм работы с использованием информационно-коммуникационных технологий по вопросам профилактики девиантного поведения подростков возможно использовать следующее: создание веб-странички для родителей (законных представителей) с целью их оперативного информирования, консультирования по различным вопросам воспитания и обучения; создание электронных версий тематических классных часов; выпуск электронных журналов, посвященных профилактике вредных привычек; электронные дискуссии; электронные конкурсы рисунков и т. п.
При организации работы по упреждению девиантного поведения педагогу следует избегать следующих ошибок:
- предлагать учащимся информацию, из которой они могут почерпнуть дополнительные сведения о видах и формах девиаций и описывающую ситуации жестокого обращения;
- использовать в целях профилактики отклонений в поведении просмотр видеофильмов, содержащих сцены жестокости, насилия; • акцентировать внимание собственно на описании девиантного поведения, а не последствиях его влияния на участников;
- сосредоточивать внимание на рассмотрении негативных примеров, а не на обсуждении положительных; • обсуждать вопрос о привлечении учащихся к дисциплинарной ответственности за совершение определенных действий (бездействия), используя общие фразы, без указания конкретных мер ответственности и их последствий.